Знаменитый боксер в жизни всегда ходил по «тонкому льду», постоянно попадая в скандалы и криминальные истории. Уже вне спорта он совсем покатился по наклонной.
Или пьедестал или тюрьма
Впервые имя Соломатина прогремело на всю страну в 1974 году, когда он впервые в истории советского бокса взял золото чемпионата мира в легком весе в Гаване.
А ведь на этот турнир он мог даже и не поехать, Буквально накануне вылета Соломатин подрался в одном из ресторанов родной Перми, и угодил в каталажку.
Такие истории с ним происходили довольно часто, а в тот вечер какой-то бугай, узнав боксера, специально толкнул его, еще и обозвав «щенком».
Здоровяк явно нарывался, чтобы публично унизить спортсмена на глазах своих приятелей и подружек. Но над было знать ершистый характер Соломатина, чтобы резко расхотеть его задирать.
В итоге хам оказался на полу в нокауте, его выскочившие на помощь друзья тоже получили неслабо, а часть ресторанного зала превратилась в помойку.
Позднее задиру отвезли в больницу, а Соломатина – в милицию. Собирались возбуждать дело, в связи с чем в сборной начали срочно искать Василию замену.
Однако, его личный тренер Юрий Подшивалов поступил иначе. Он сумел попасть на прием к начальнику пермской милиции, и убедил его погодить в возбуждением уголовного дела. Мол, парень перспективный, у него есть шанс на чемпионате мира, вся страна скоро будет им гордиться – ну и все в таком духе.
Высокопоставленный офицер ситуацией проникся, и приказал Соломатина отпустить на поруки. Но при этом вроде как в шутку погрозил пальчиком: «Не станешь чемпионом мира, посажу».
Это был очень неплохой стимул, и 21-летний Соломатин вернулся из Гаваны победителем, по пути к золоту выбив из турнира всех своих более маститых конкурентов, включая тогдашних звезд бокса румына Куцова и кубинца Эчайде, которому не помогли даже родные стены.
Тренеры попали под горячую руку
Однако, даже после первых успехов дурной характер Соломатина так никуда и не делся. История в пермском ресторане, едва не похоронившая карьеру, его так ничему и не научила.
Боксер продолжал попадать в неприятности, а в 1977 году от него досталось даже тренерам. Будучи в Кисловодске на сборах перед чемпионатом Европы, недавно в третий раз выигравший всесоюзный чемпионат Соломатин набросился на тренеров сборной СССР.
Началось все с того, что 24-летний спортсмен в очередной раз позволил себе придти на тренировку после «вчерашнего».Один из тренеров, Алексей Киселев, сделал боксеру замечание, что моментально вывело Василия из себя.
Он ударил Киселева, а когда другой тренер, Борис Гранаткин попытался его успокоить, Соломатин принялся гоняться за ним по всей раздевалке.
Один из пострадавших обиделся и написал докладную наверх, и Василия от участия в чемпионате Европы отстранили.
Бесславный конец карьеры
Отлучение от важного турнира было уже не первым тревожным звоночком в карьере Соломатина. Вообще, после того победного чемпионата мира 1974 года дела у Соломатина в спорте и в целом в жизни шли с переменным успехом.
Тогда вроде как любовь у него случилась. Да еще квартиру получил. А когда тренер Подшивалов попросил перенести свадьбу, разругался с тем, кто привел его к чемпионству, и ушел от него.
После этого от Соломатина словно отвернулась удача. Самым ярким событием в последующей карьере была бронза в олимпийском Монреале. После этого начался закат его спортивной карьеры, и в конце восьмидесятых перчатки пришлось повесить на гвоздь.
Уйдя с ринга, Василий подался в тренеры, но никаких лавров не пожал. Для этой роли он был слишком резким и нетерпеливым.
Провалилась и попытка создать свой собственный боксерский клуб. В общем, все, за что бы Соломатин не брался, валилось из рук.
Так и катился все ниже и ниже, пока однажды, оставшись совсем без денег, бывший олимпийский чемпион не стал простым рабочим одного из московских ЖЭКов…
Жизнь под откос
Постепенно о талантливом спортсмене и чемпионе все успели забыть, когда вдруг он сам напомнил о себе. Да еще как! В 1983 году Соломатина арестовали по обвинению в разбойном нападении на человека, совершенном два года назад.
Василий категорически отрицал свое участие в преступлении. Тем не менее, суду хватило собранных следователями фактов, чтобы летом 1985-го приговорить бывшую гордость советского бокса к десяти годам колонии усиленного режима. Да еще и имущество его попало под конфискацию.
То, что в этой истории не все было так прозрачно, говорит тот факт, что в 1988 году Генпрокурор СССР опротестовал состоявшееся по делу решение и отправил его на дополнительное расследование.
Надо сказать, что многое для этого сделали друзья и бывшие коллеги Соломатина, которые подписали документ с указанием многочисленных нестыковок в деле.
К примеру, выяснилось, что хозяин квартиры, на которого было совершено нападение, оказался человеком с очень слабым зрением. И точное описание Соломатина дать просто не мог.
Позже выяснилось, что пострадавший на следствии дал очень расплывчатые характеристики грабителю, и они лишь отдаленно указывали на Василия.
В итоге того все-таки реабилитировали и выпустили из колонии спустя четыре года после приговора.
На дне
Однако, и это время в условиях колонии усиленного режима практически добило здоровье недавнего чемпиона. Когда-то буквально порхавший по рингу, Василий с трудом передвигался, мучился отдышкой, стал плохо слышать.
Проблему усугубляла отчаянная бедность. Запойный экс-спортсмен и раньше толком работу найти не мог, а такой инвалид и вовсе стал никому не нужен. Пенсия была копеечная, ее не хватало даже до середины текущего месяца. К тому же тяга к спиртному так никуда и не делась.
Бывшие коллеги, кстати, жалели Соломатина и иногда подкидывали ему на жизнь. Но зная, что все деньги уходят на пропой, со временем стали делать это все еже и неохотней.
Одним из тех, кто до самого конца пытался помочь спившемуся чемпиону, стал его бывший тренер Подшивалов. Он не стал носить в себе прошлые обиды за предательство любимого ученика. Однако, все усилия были напрасны.
Человека спасти можно, когда он сам этого хочет. Василий Соломатин уже ничего в этой жизни не хотел. Высыхал на глазах, катился по течению, с утра открыл глаза – значит, жив пока.
Знакомые из прошлой жизни, встречая его, зачастую не узнавали. Бывший спортсмен был похож на глубокого старика. А ему было всего сорок четыре, когда все закончилось.
Сердце великого боксера, столько бездарно спустившего свою жизнь в утиль, остановилось 28 декабря 1997 года. Новый 1998-й ему встретить было уже не суждено.
Сегодня он, наверное, порадовался бы, узнав, что в родной Перми одна из улиц названа в его честь, что его имя носит местный Дворец спорта, и что даже есть ежегодный юношеский турнир памяти Василия Соломатина. Да не случилось порадоваться…