Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Одинокая судьба Валентины Калининой

Ее падение началось с «чисток», которые худрук Ефремов устроил в театре. Горькую судьбы актрисы усугубили бездетность, смерть любимого, и одинокая старость.

Ее называли любимицей Судьбы

Будущая актриса родилась в кубанской столице весной 1923 года. Росла в простой рабочей семье, с детства знала, что такое труд и мозли на руках.

Однако, в отличие от большинства девчонок, мечтавших в те времена о трудовых подвигах на фабриках и в колхозных полях, с малых лет грезила сценой.

Начало воплощению ее мечты в жизнь положило поступление в легендарную Школу-студию МХАТа имени Немировича-Данченко.  Валю Калинину очень быстро окрестили счастливицей, настоящей любимицей судьбы.

Мало того, что никому не известная девочка с периферии с первого раза поступила в престижное заведение, куда не всегда удавалось сдать экзамены даже детям знаменитых артистов, так и после выпуска ей довелось работать на одной сцене с такими прекрасными артистами, как: Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Шевченко, Топорков и другими тогдашними театральными звездами.

Яркая девушка с запоминающейся внешностью сразу привлекла к себе внимание режиссеров МХАТа. В театре Калинина сыграла Флоренс в спектакле «Домби и сын».

А следом была поставлена пьеса «Осенний сад» с ее участие, которая имела огромный успех у зрителей. А саму юную актрису сделало популярной в театральной среде советской столицы.

С кино дорожки разошлись

Казалось бы, впереди у нее светлое и блестящее будущее. Ожидалось, что после успеха на театральной сцене артистка проявит свои таланты и в кинематографе.

Но… как-то не сложилось. Красота при ней, таланты очевидны – но режиссеры не спешили звать Калинину на большие роли.

Ей было уже за тридцать, когда состоялся дебют в кино в фильме «Урок жизни», который зрители и критики приняли очень тепло. Но и это не проложило актрисе дорожку к серьезным ролям.

В отличие от блестящей театральной карьеры ее фильмография вобрала в себя всего семь картин. Но ни в «Последнем свидании», ни в «Астронавтах», ни в «Егоре Булычеве и других» ее герои оставались на заднем плане.

Понятно, что артистке, которые зрители в театре аплодировали стоя, хотелось большего. Однако, впереди Калинину ждали только боль и разочарования.

Судьбоносное голосование

Ее спад начался в конце шестидесятых. После нескольких ролей в кино уже не звали. Да и не до него стало. В родном МХАТе начались крутые перемены, сломавшие судьбы многим артистам.

Тогда театр находился под шквалом критики за якобы слабые постановки. И чтобы вернуть МХАТу былую славу, пригласили в качестве художественного руководителя тогда еще молодого Олега Ефремова.

Новая «метла» мгновенно замела по-новому. Новый худрук решил избавиться от «балласта» в лице ряда артистов, и устроил в театре генеральную «чистку» кадров.

Валентине Калининой Ефремов сразу намекнул, что не видит ее в обновленной труппе и намекнул, чтобы она написала заявление об уходе. Когда актриса оказалась уходить сама, ее «ушли» при помощи голосования сотрудников МХАТа.

Несмотря на давление худрука, Калининой едва не удалось отстоять свое место под солнцем. Проголосовавших за ее увольнение оказалось всего на одного человека больше, чем тех, кто хотел ее оставить.

Одинокая и забытая

Это решение выбило почву из под ног артистки, долгие годы считавшей МХАТ своим вторым домом. Устроиться в другие театры ей так и не удалось. А тут еще и другие беды постучались в двери.

Заболел и вскоре ушел из жизни ее любимый супруг – единственный человек, который поддерживал актрису. Валентина Калинина не смогла стать матерью, и после смерти супруга осталась одна на всем белом свете – без работы, забытая коллегами, с крохотной пенсией, которой едва хватало на самое необходимое.

Валентина Калинина тихо ушла из жизни 15 мая 1998 года в возрасте семидесяти пяти лет. К тому времени театральный мир давно забыл о ее существовании, и многие из тех, с кем она когда-то выходила на сцену, о ее смерти с деланным удивлением узнавали уже спустя месяцы и даже годы…

Полная версия