Проведя много лет в местах лишения свободы, он ворвался в мир отечественного шоу-бизнеса жестко и мгновенно, став одним из самых успешных продюсеров страны.
Продюсерский дебют
Организаторские и предпринимательские способности у Айзеншписа проявились еще в безусой юности. Например, уловив желание советских людей к полузапрещенному року, Юрий, не имея каких-то музыкальных способностей, сумел собрать настоящую рок-группу.
В шестидесятых годах, когда слова «продюсер» никто еще даже и не слышал, Юрий невероятными путями сумел достать для своих музыкантов дефицитные инструменты, которые даже близко не было в магазинах.
Используя свой талант знакомиться с нужными людьми, организовывал рок-группе выступления, и даже сумел добиться того, чтобы его «Сокол» на Западе начали сравнивать с «Битлз».
В стройных рядах фарцы
Одновременно Юрий искал, где бы еще хорошо заработать. Опять же, используя свои знакомства с детьми дипломатов разных стран, работавших в Москве, быстро понял, что те могут почти задарма привозить ему иностранные вещи и технику. А он будет реализовывать ее в столице среди жаждущих дефицитный «фирмы» советских граждан.
Став фарцовщиком, Айзеншпис активно торговал джинсами, золотом, аппаратурой и валютой. Учитывая, что на дворе был конец шестидесятых, он попал в самый разгар борьбы с валютчиками.
В конце 1969 года его накрыли с поличными, а в январе 1970-го Юрий получил свой первый срок за контрабанду и нарушение валютных операций – 10 лет колонии.
Едва отбыв наказание, Айзеншпис принялся за старое. И будучи на заметке у правоохранителей, тут же попался на неудачной сделке с фальшивыми долларами. И получил вдогонку первому сроку еще семь лет в местах не столь отдаленных.
Предприимчивый сиделец
Любопытно, но попав на зону еще неопытным «первоходом», Айзеншпис умудрился и там заняться предпринимательством, что тогда именовалось спекуляцией.
У одних зеков покупал чай, сахар, печенье и водку, и перепродавал их другим зекам. Умеющего найти общий язык с любым контингентом уважали и сокамерники и охранники, что помогло Айзеншпису заниматься руководящие посты в колонии, не горбатясь на тяжелых работах.
На второй срок он прибыл в колонию уже опытным сидельцем, имея почет и уважения как от администрации колонии, так и от зеков. Другое дело, зона есть зона. Там Айзеншпис оставил немало здоровья. Да и отбытые в неволе годы уже никто вернуть не мог.
Возвращение в другую страну
Но хуже всего Юрий почувствовал себя после второго освобождения. На дворе стоял конец восьмидесятых. Тем, за что он столько лет отсидел, теперь свободно и законно занималось практически все население.
Вчерашний сиделец вообще попал в какую-то другую страну – с дикими правилами, вседозволенностью и почти анархией во всем.
По словам его знакомых, Айзеншпис впал в сильную депрессию, которая спровоцировала инфаркт. Как потом выяснится, это был первый, но не последний приступ.
После этого Юрий попытался взять себя в руки и принялся искать для себя какое-то занятие. Судьба этого словно и ждала, позволив состояться его знакомству с лидером группы «Кино» Виктором Цоем в декабре 1989 года.
Став продюсером одной из популярнейших групп Советского Союза, Айзеншпис стал прежним – хватким, цепким, упорным, и буквально за несколько месяцев сумел ее сделать группой №1.
Продюсер поднял старые связи и активно продвигал «Кино» на телевидении, в прессе, договаривался о концертах, занимался всеми финансовыми вопросами.
Гибель Цоя в ДТП, на котором и держалось «Кино», фактически оставила Айзеншписа без работы. Но он уже успел почувствовать вкус к жизни, к профессии. Теперь его было не остановить.
Рискнув взять в банке кредит на 5 миллионов рублей, продюсер раскрутил посмертный «Черный альбом» Цоя, заработав на нем в пять раз больше, а заодно и обвинения фанатов погибшего музыканта в том, что он нажился на его смерти.
Конвейер звезд
Но критику в свой адрес продюсер словно не слышал. Он стремительно взбирался на олимп отечественного шоу-бизнеса, буквально на ходу раскручивая одного артиста за другим.
Вскоре он открывает для отечественного зрителя группу «Технология», которая долго держится на вершинах музыкальных хит-парадов, а сам Айзеншпис получил премию лучшего продюсера 1991 года.
Затем с легкой руки звездами становятся «Моральный кодекс», «Динамит», певица Линду, Влад Сташевский, Катя Лель, певец Никита и многие-многие другие.
И, конечно, одним из высших достижений Айзеншписа становится раскрутка никому тогда еще неизвестного молодого исполнителя Димы Билана.
Конечно, и в то славное для продюсера время в его адрес неслись стрелы критики. Мол, бизнес Айзеншписа завязан на связях с криминалом и бандитских деньгах. Но учитывая, что на дворе стояли лихие девяностые, тогда криминал был везде. Шоу-бизнес не был исключением. Скорее, даже наоборот.
Внезапная смерть накануне триумфа
Айзеншпис никогда не жаловался на свое здоровье, и, говоря о болезнях, упоминал лишь сахарный диабет. Однако, отсутствие жалоб не означало отменного здоровья.
Просто продюсер не любил кивать на собственные болячки. А их было немало. Семнадцать лет в тюрьме не прошли бесследно. У Айзеншписа был гепатит В и С, а также цирроз печени.
Но, несмотря на такой букет заболеваний, продюсер работал на износ, словно торопился побольше успеть в этой жизни. Впереди его ждал, пожалуй, главный триумф в карьере. Его протеже Дима Билан в 2005 году был выдвинут на получение премии MTV в номинации «Лучший исполнитель».
Награждение было назначено на двадцатые числа сентября, но 18 сентября Айзеншпис попал в больницу с внутренним кровотечением и спустя двое суток 20 сентября 2005 года умер от инфаркта миокарда.
Ему так и не удалось увидеть, как его воспитанника признают лучшим исполнителем, как Дима Билан поднимается на сцену вместе с его единственным сыном Михаилом, и как весь зал в этот момент погружается в пронзительную скорбную тишину…
Вошедший в историю
Не дожил Юрий Айзеншпис и до премьеры фильма «Дневной дозор», в котором он сыграл небольшую роль. Потом выяснится, что смерть продюсера станет лишь одной из мистических трагедий участников картины.
Уже во время съемок он чувствовал себя неважно, но кивал на усталость и переутомление. Ведь «крестный отец» российского шоу-бизнеса» не сидел днями в кабинетах, а почти круглосуточно искал новые таланты, раскручивал артистов.
Пусть где-то под овации, а где-то и под град критики, Айзеншпис заслужил войти в историю. Возможно, он не сделал наш шоу-бизнес чище и прозрачней, но уж точно сумел сделать его ярче и громче. Многие из зажженных им звезд ослепительно сияют и по сегодняшний день…