Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Шпионский детектив Ларисы Кронберг: как актриса стала медовой ловушкой КГБ

Красивая актриса, сыгравшая кассиршу в «Девушке с гитарой», так и не заблистала на советских экранах. Зато играла важную роль в секретных игрищах спецслужб.

Проверенный метод

Что такое «медовая ловушка» на жаргоне спецслужб, многие из нас могут быть хорошо знакомы по разным шпионским боевикам. Хотя этот метод режиссеры взяли из реальной работы агентов.

Объект охоты той или иной разведки заманивается в определенные сексуальные отношения, все это тщательно фиксируется, а затем жертва шантажируется разоблачением, скандалом и т.д.

Ну, и в качестве альтернативе человеку предлагается сотрудничество со спецслужбой другой страны. Старый, добрый и много раз срабатывавший трюк, основанный на людских страстях и грехах, которым пользовались с незапамятных времен.

В этом случае большая роль отводится «сладкой приманке». Она должна быть не только хороша собой, но и умна, а также молчалива. Ну, и в какой-то мере, не слишком щепетильна.

Наверное, такой была советская актриса Лариса Кронберг, раз ей была доверена главная роль в одной очень важной для СССР операции, относящейся к 1955 году. Но сначала давайте вспомним, кем была эта артистка на экране.

Звезда второго плана

Советская семья будущей актрисы была интернациональной. Отец - поляк, офицер. Мать и вовсе шведка. Их дочь Лариса росла умненькой и хитренькой. Школа с серебряной медалью.

Затем, в 1948 году состоялось невероятное поступление во ВГИК. Невероятное потому, что количество желающих на одно место туда просто зашкаливало. А Лариса прошла с первой попытки.

Делала успехи, сам великий Герасимов предрекал ей славу, считал очень талантливой. Однако, впереди карьеры встала любовь. Лариса вдруг вышла замуж и бросила престижные курсы, которые дали путевку в жизнь многим звездам советского кино.

Правда, позднее Лариса курсы все-таки окончит, и даже начнет сниматься. Но, увы, ни ее несомненная красота, ни определенный талант так и не помогли ей пробиться в главные звезды.

Ее фильмография насчитывает чуть более двадцати картин. Среди них были очень заметные работы своего времени. Среди них «Большая семья» (роль Зои Ивановны), «Девушка с гитарой (симпатичная кассирша), «Журавушка» (Нюра, жена Зули), «Возврата нет» (учительница» и ряд других.

Подготовка к главной роли в жизни

Как видим, несмотря на серьезные картины, особенно больших ролей Ларисе никто не предлагал. Но если карьера в кино худо-бедно у актрисы шла, то ее параллельная жизнь, о которой она никогда даже не намекала, стала известна лишь годы спустя. Да и то по причине предательства одного из агентов КГБ. И это карьера вне кино была для Ларисы Кронберг куда более бурной.

Ее главным успехом в работе на «контору» стало участие в пятидесятые годы в операции«Галант», где объектом советских спецслужб стал Морис Дежан, посол Франции в России.

Проблема применения «медовой ловушки» была в том, что посол считался человеком весьма достойным, влиятельным и уважаемым во французских политических кругах. К тому же он являлся близким другом самого Шарля де Голля.

То есть, поймать его на «женский крючок» представлялось делом очень непростым. Да и цель была поставлена непростая - сделать так, чтобы посол помог наладиться отношениям Франции и СССР во всех сферах, включая торгово-экономическую.

Но позднее чекистам все-таки удалось выяснить - за благочестивой внешностью светского французского льва скрывался опытный развратник. 50-летний франт Морис Дежан был весьма падок на молоденьких девушек. Особенно на блондинок.

План операции разрабатывал генерал-лейтенант КГБ Олег Грибанов. Его подчиненный Юрий Кротков - агент Комитета, являвшийся также сценаристом Мосфильма, предложил шефу в качестве «ласточки» (так в спецслужбах называют женщин, используемых в качестве «меда» для ловушки) Ларису Кронберг.

Кандидатура был тщательно изучена и одобрена. Сначала Лариса об этом даже и не знала. Лишь после одобрения ее кандидатуры на «главную роль» для изучения «сценария» была привлечена она сама.

Операция «Галант»

Сама ли актриса загорелась своей новой ролью или ее старательно уговорили, теперь уже не известно. Но в любом случае, «случайная» встреча Кронберг и Дежана была организована - комар носа не подточит.

На одном из приемов свою спутницу по имени Лариса послу Франции представил не кто-нибудь, а сам Сергей Михалков. Дежан был сражен и очарован. Он ухаживал за белокурой красоткой с галантностью настоящего француза, хоть Лариса и предупреждала его, что у нее очень ревнивый муж.

Наконец, когда законная супруга дипломата отбыла в Альпы на отдых, Дежан настоял на тайном свидании. Лариса пригласила престарелого ловеласа к себе «домой». А на самом деле это была тайная квартира «конторы», нашпигованная видеоаппаратурой и прослушивающими устройствами.

В самый разгар любовных утех в спальню ворвались два агента Комитета, один из которых играл роль ревнивого мужа Ларисы, а другой изображал его приятеля, случайного свидетеля скандала. Разгневанный муж вытащил «соперника» и з пост ели и дал ему хороших «лещей», помня о том, что «фейс» должен оставаться не  тронутым.

Перепуганный Дежан пытался что-то лепетать про свой дипломатический статус, но брызжущий пеной из-за рта «муж кричал, что ему на это плевать.

Мол, он человек далекий от политики, поэтому он просто пойдет в милицию и напишет заявление о том, что его жену соблазнил какой-то иностранец. А уж советская милиция во всем разберется, можете не сомневаться.

Пока разъяренный муж бушевал, Лариса под шумок вывел любовника через другую дверь и, сказала бежать. А то, мол, муж убьет совсем. Только проблем это не решит. Надо обратиться к кому-то из влиятельных советских друзей за помощь.

Все это, конечно, тоже было частью сценария. Своим советским другом Дежан считал Олега Грибанова. Лумая, что тот занимает какой-то пост в советском Совмине, отчаявшийся француз попросил русского приятеля как-то уладить этот вопрос.

Грибанов великодушно пообещал сделать так, чтобы заявление в милицию от рассерженного ревнивца не поступало. Но за это месье Дежан должен будет оказать правительству СССР маленькую услугу..

Посол согласился, даже не думая. Ну, и уже был в капкане советских чекистов. За первой просьбой последовала вторая, третья…. Так посол Франции стал работать на КГБ.

Это сотрудничество длилось много лет, пока информация об этом не вышла наружу: Юрий Кротков сбежал за границу и написал пьесу, взяв за основу для ее сюжета вышеописанную историю.

Дальнейшая жизнь героев

Данный шпионский детектив для главных героев закончился вполне благополучно. Лариса Кронберг с переменным успехом и дальне работала в кино. Судя по всему, привлекали ее к работе с «конторой» и дальше, но сведения о других операциях с ее участием гласности не предавались.

Кстати, за операцию с послом Ларису наградили швейцарскими золотыми часами, отделанными бриллиантами. Дожила до очень почтенных лет, и ушла из жизни в апреле 2017 года в возрасте 87 лет. Достойно похоронена на Ваганьковском кладбище.

Мориса Дежана тоже никто особенно не третировал после того, как стало известно о его работе на советскую разведку. Когда сведения о его вербовке стали общедоступны, он вернулся на родину, некоторое время пересидел в тиши своего дома, а потом возглавил Общество «Франция-СССР».

Как говорят, Шарль де Голь, узнав о скандале, лишь пожал плечами и заметил, что он всегда подозревал, что Морис спит с кем попало, и это должно было плохо закончиться.

Тем не менее, операция «Галант» свое дело сделало: под влиянием Дежана его страна сделала ряд важных уступок Советскому Союзу. А в 1966 году де Голь принял решение вывести Францию из состава НАТО. Да и вообще дипломатические отношения СССР с Францией в те времена заметно улучшились.

Полная версия