Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Ненужный талант: короткая и трагическая судьба актера Якова Степанова

Ему все время доставались неглавные роли, но артист исполнял их настолько пронзительно, что они врезались зрителям в память сильней, что игра главных героев.

Случайный выбор судьбы

Вышедший в 1987 году фильм «Зеркало для героя» очень понравился зрителям. В главных ролях там блистали Сергей Колтаков и Иван Бортник. Однако, не осталась незамеченной и небольшая роль 30-летнего актера Якова Степанова.

Он очень пронзительно и достоверно сыграл деревенского инвалида Сашку-танкиста, которого покалечила морально и физически Великая Отечественная война.

Сам актер, в отличие от его героя, не воевал. Но жизнь и без того всерьез его потрепала. Да и всей жизни оказалось всего тридцать четыре года, за которые он так и не успел долететь до больших актерских высот. В 1991 году артист выпадет из окна одиннадцатого этажа и разобьется насмерть.

А ведь он мог и он мог и не стать актером. Там глядишь, и жизнь его сложилась бы более счастливо. Но он актером стал, причем, абсолютно случайно.

Когда ему было четырнадцать, в школу в Выборге, где учился Яков, приехала съемочная группа, чтобы отобрать несколько учеников для участия в фильме «Учитель пения» (1972 год). В их число попал и Степанов. Этот случай определил дальнейший выбор профессии юноши.

Трудности карьеры

Побывав на съемочной площадке, парень понял, что хочет этим жить. Хочет сниматься, играть ярких запоминающихся героев. Да только слава давалась с большим трудом.

Степанов окончил Ленинградский государственный институт искусства, музыки и кинематографии в 1979 году, а первую роль (и то в массовке) получил лишь спустя пять лет в картине «Отряд».

Всего же он успел сняться в шестнадцати кинолентах, среди которых наиболее заметными стали уже упомянутая «Зеркало для героя», а также «Жизнь Клима Самгина», «Праздник Нептуна» и «Фонтан». Но для всенародной любви этого было очень мало.

Фанатик профессии

Помимо кино Степанов много  трудился в Театре юного зрителя. По словам всех, кто его знал, Яков по-детски радовался любой, даже самой крошечной роли, и отдавал себя каждому новому образу целиком.

Он работал до седьмого пота, репетировал до фанатизма, пытаясь сделать все максимально правдоподобно. Например, чтобы вызвать у зрителя жалость слезами своего героя в «Зеркале для героя», актер во время съемок брызнул себе в глаза ядом, испортив зрение до конца жизни.

Его называли артистом от Бога, хотя он не сыграл ни Достоевского, ни Гоголя, ни Чехова. Но Степанов был счастлив перепадавшими ему бесконечными крохотными эпизодами, и не скрипел зубами, не жаловался на судьбу. Только самые внимательные и близкие могли разглядеть, как он страдает от невостребованности.

Рухнувшие надежды

Когда-то юный Дмитрий Нагиев учился мастерству у Якова Степанова. И, несмотря на то, что в погоне за славой ученик легко обогнал наставника, они долгое время оставались друзьями.

По словам нагиева, Степанов практически все время пребывал в состоянии «спящей» депрессии. Однако, не позволял себе запить или все бросить. Каждая новая неудача только закаляла его, заставляя работать с еще большим упорством.

Тем удивительней кажется его страшная смерть в июне 1991 года. Как рассказывают свидетели тех событий, жаждущий работы и новых ролей Степанов во второй половине восьмидесятых попался на глаза режиссеру Хотиненко, который взял его в свою команду.

Степанов искренне радовался, надеясь на прорыв в своей все еще пока скромной карьере. Но в дальнейшем оказалось, что актера еще больше обломали. Например, в одном из фильмов Якова так сильно загримировали, что от его лица ничего не осталось.

Но что еще хуже, когда уже были закончены съемки, его героя поручили озвучить другому актеру. Хотя у самого Степанова все вроде бы получалось, и у режиссера по ходу съемок к нему не было никаких претензий. Так начали рушиться мечты Якова Степанова стать настоящей звездой

Депрессия с падением

Постепенно актер стал воспринимать творческие неудачи все болезненней. Время шло, годы бежали – а он продолжал прозябать на задворках кинематографа.

Картины, в которых ему приходилось сниматься («Торможение в небесах», «Анекдоты») не шли ни в какое сравнение с теми ролями, которые ему могли достаться, но так и не достались.

Особо резанул Якова провал на роль Шарикова в «Собачьем сердце». Его просмотрели и практически одобрили. А потом даже не сообщили о том, что вместо него на эту роль взят другой актер, и что съемки уже начаты.

Одна из его родственниц позднее вспоминала, как во время показа «Собачьего сердца» Яков выключил телевизор и начал жаловаться, что выложился на пробах, а сейчас увидел свои находки в чужом исполнении. 

Вот тогда-то его «спящая» депрессия проснулась и явила себя во всей красе. В жизни Степанова все чаще начал появляться алкоголь, странные компании, застолья в чужих квартирах.

Нельзя сказать, что актер быстро спился, но то, что его жизнь покатилась под откос, это однозначно. Работы не стало совсем, не стало и денег. Его коллеги нередко встречали Якова кассы «Ленфильма».

Он приходил туда сначала, чтобы пообщаться с людьми из мира кино. Потом приходил, чтобы занять денег. Давали не все. К тому времени уже все знали, что он все равно не отдаст. Не потому, что нечестный. Потому что просто нечем отдавать.

Его друзья пытались ему помочь выбраться из этой ямы. Но… не успели. 11 июня 1991 года актер выпал из окна на асфальт своей квартиры в Ленинграде и разбился. Ему было всего тридцать четыре.

Тогда многие сразу же заговорили о самоубийстве. Но что это было на самом деле - убийство, несчастный случай или действительно он все сделал сам?

Никто особо в этом разбираться не стал. Жизнь продолжалась и набирала обороты. Отряд не заметил потери бойца. Жестокий мир шоу-бизнеса продолжал свою нескончаемую битву за место под солнцем…

Полная версия