Москва
3 января ‘25
Пятница

Последние слова принцессы Дианы за несколько мгновений до смерти

31 августа 1997 года стало черным днем для миллионов людей по всему свету, для которых принцесса Диана была настоящим идолом.

Принцесса Диана после развода с принцем Чарльзом встретила свю новую любовь в лице Доди аль-Файеда. Вместе с ним они и помчались 31 августа 1997 года по улицам Парижа к автомобильному тоннелю. Навстречу своей смерти.

Казалось, после безумного столкновения с другим авто и удара о колонну тоннеля на полном ходу в их искореженном «мерседесе» в живых никого не найдут. Потом выяснится, что Доди и водитель лимузина и в самом деле погибли сразу. А Диана?

Спустя несколько мгновений после аварии с другой стороны в тоннель въехал автомобиль доктора Фредерика Майлезе. По некоторым данным, именно он и стал первым, кто заглянул в искореженный «мерседес».

Согласно его воспоминаниям, он увидел дым из покореженной машины и услышал сигнал, который гудел беспрерывно. Вокруг разбросанных обломков никого не было видно.

И в силу профессии и в силу человечности доктор не смог просто проехать мимо. Остановился, вышел из своего авто, заглянул внутрь дымящегося «мерседеса». Опытным взглядом понял, что оба мужчины впереди были мертвы.

Диана сидела на полу сзади, у нее не было видно никаких серьезных травм на лице или кровотечения. Но она находилась в полубреду, почти без сознания. Было заметно, что дыхание давалось ей с трудом.

Тогда Майлез понятия не имел, что перед ним принцесса Уэльская. Об этом он узнает с экрана телевизора, когда под утро вернется домой. А тогда он видел лишь бедную женщину, которой нужна была помощь.

Первым, и, как потом выяснится, последним, кто услышал слова пострадавшей Дианы, стал пожарный сержант Ксавье Гурмелон, прибывший на место происшествия вместе с коллегами, полицейскими и скорой помощью. 

«Она заговорила по-английски и сказала: «Боже мой, что случилось?», - позднее вспоминал этот свидетель. Немного знавший английский язык сержант понял, что ему сказали, и попытался ее успокоить. Ксавье держал Диану за руку, пока спустя пару минут находящейся в прострации пострадавшей не занялись медики.

Удивительно, но визуально принцесса Диана не получила никаких серьезных травм, и казалась просто оглушенной столкновением. Однако, пожарный был опытным человеком, который сталкивался с разными ситуациям.

И в данном случае он хорошо осознавал, что визуальное отсутствие травм не говорило о том, что, к примеру, у пострадавшей не возник риск опасных для жизни внутренних кровотечений. 

Предчувствуя это, его коллега по пожарной службе Филипп Бойе надел принцессе шейный воротник и свежую дыхательную маску, накрыл изотермическим одеялом. Дыхание у Дианы было нормальное, пульс прощупывался достаточно сильно. Ситуация при этом абсолютно не выглядела критической.

Спасатели извлекли Диану из машины, положили сначала на деревянную доску, а потом на специальный на матрас, наполненный воздухом.

И в этот самый момент у Леди Ди в первый раз остановилось сердце. Опытные специалисты не растерялись и провели пострадавший массаж сердца, и спустя несколько мгновений оно заработало.

Пока Диану везли в клинику в реанимобиле, ее артериальное давление несколько раз критически падало. Машину останавливали, пока медики проводили реанимационные действия.

Но до больницы пострадавшую довезли еще живой. Хотя уже тогда было ясно, насколько обманчивым было отсутствие видимых травм на ее теле при первоначальном осмотре.

В клинике в спасении принцессы Дианы принимал участие профессор Ален Пави, один из самых выдающихся кардиохирургов Франции, которого подняли посреди ночи с постели и доставили в больницу.

Доктор сумел установить источник внутреннего кровотечения. Разрыв зашили и остановили кровотечение. Казалось, еще немного, и можно будет выдохнуть с облегчением.

Но именно в эти последние мгновения сердце принцессы и не выдержало. Запустить его во второй раз уже не получилось. Хотя медики и бились до последнего.

В четыре часа утра 31 августа 1997 года была отдана команда прекратить реанимационные действия, после чего профессор зафиксировал смерть пациентки. Принцесса Диана объявлена скончавшейся, что повергло в шок миллионы людей во всем мире.

И ведь она не была выдающимся политическим деятелем, звездой шоу-бизнеса или знаменитой актрисой. А любили ее так больше, чем всех звезд, вместе взятых.

Оттого в такую страшную смерть в тридцать шесть лет многим не хочется верить даже сегодня, спустя почти четверть века.

Полная версия