В легендарном фильме «Место встречи изменить нельзя» актер Иван Бортник: мог сыграть легендарного Шарапова, а стал бандитом «Промокашкой».
Случайная роль
На самом деле у Ивана Бортника достаточно богатая фильмография, в том числе, вполне значимые роли. Только навсегда запомнила его огромная страна по одной-единственной роли.
И в целом изменчивая судьба нередко преподносила артисту сюрпризы, словно приманивая его, а потом обманывая в последний момент.
Когда Станислав Говорухин уже вовсю готовил съемки «Места встречи изменить нельзя», уже утвержденный на роль Жеглова Владимир Высоцкий пришел к режиссеру просить за своего друга Ивана Бортника. Мол, давай его на роль Шарапова.
Говорухину такая идея не очень понравилась, но, скорее всего, он дал бы влиятельному Высоцкому себя уговорить. Да только дело было в Советском союзе, где у каждого режиссера по десятку начальника из числа партийных и культурных.
Это сейчас актеров утверждает продюсер, а тогда Говорухину сверху прислали конкретную разнарядку - на роль Шарапова уже одобрен молодой и перспективный актер Конкин. Может, у него опыта и маловато, зато внешность соответствует образу советского офицера, вернувшегося с войны.
А так как к тому моменту почти все роли были розданы, Говорухин, чтобы не обидеть Высоцкого, решил дать Бортнику хоть какую роль. Так ему достался «Промокашка».
Роль досталась актеру случайно, но от этого точно никто не прогадал. Промокашка стал украшением эпизода, когда Шарапов находился в подвале у банды Горбатого. И сам актер прославился, тем более, в фильме все его фразы импровизированные.
Те, что были в сценарии, он сразу забраковал. Мол, так по фене бандюки не говорят. И ведь как натурально вышло. Но от куда у него «блатной» опыт?
Рос шпаной, а стал актером
Бортник не любил на каждом шагу рассказывать о своем детстве. Поэтому очень немногие знали о том, что воровскому жаргону будущего артиста обучили ни его папа, литературный редактор, ни мама, доктор филологических наук, ни специальная литература.
Однажды актер разоткровеничался и рассказал о том, как в их дворе большая часть по малолетке отсидела, остальные на взрослой зоне чалились. Практически каждый на районе ходил с финкой в кармане. «Я тоже без ножичка в кармане на улицу не выходил», - вспоминал Бортник.
По словам актера, его детство прошло среди окрестной шпаны и повзрослевших блатных. Некоторые из них периодически пропадали, потом, через пару лет появлялись после очередного срока. Бортник говорил, что крутился в компании, где друг друга звали Вова «Мужик», Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий и другие.
По мере взросления Бортник оставался в их компании едва ли не единственным, кто еще не нюхал нар. Но бандитская среда все больше засасывала. Он даже успел однажды постоять «на шухере» во время ограбления ларька.
С криминальной дорожки юного Ваню свернуло… увлечение стихами. Как-то прочитал несколько стихотворений. Зацепило. Потом сам попробовал. А после решил стать актером.
Артист с зоны?
Бывает, что исполнитель блатного шансона поет настолько проникновенно, что многие уголовнички реально думают, что он из их среды. А него, может, музыкальная школа и два высших образования.
У Бортника таких наук за плечами не было, и он тоже не сидел, успев свернуть в юности с кривой дорожки. Но после «Места встречи изменит ь нельзя» также многие посчитали, что «Промокашку» играет какой-то талантливый заключенный из артистической среды. Мол, «арендовали» в колонии для съемок, чтобы других актеров «фене» не обучать.
В «Месте встречи изменить нельзя» многие вещи от Бортника для съемочной группы были полной неожиданностью. Например, когда всех членов банды Горбатого повязали и выводили из подвала, «Промокашка» вдруг истерично запел «А на черной скамье…», принялся ругать милиционеров и по-настоящему пинаться с ними.
Говорят, сцена понравилась режиссеру, но ее пришлось переснимать. А все потому, что ведший Бортника охранник настолько опешил, что выпустил «Промокашку», а потом ему по-настоящему принялись крутить руки. Да так, что актер взвыл от боли.
И дело все в том, что в фильме на короткие роли были задействованы… настоящие сотрудники милиции. Конечно, каждый из них понимал, что они ведут конвоируют артистов, а не настоящих бандитов. Но многолетние рефлексы, полученные на службе, все-таки сработали.
Даже его друг Высоцкий на съемках получил свою порцию сюрпризов. Когда «Промокашку» проводили мимо Жеглова, первый от души плюнул в своего друга. Жеглов оторопело утирается, а «Промокашка» кричит во все горло «Мусора, суки!».
Говорят, Говорухин потом подходил к милиционерам, чуть не избившим Бортника. Мол, зачем актера обижаете. А те в ответ – да настолько у него все натурально, что мы автоматически сработали. Якобы точно таких же фраз наслушались за эти годы. Один в один.
Урезанная слава
А вышло и в самом деле настолько здорово и достоверно, что один из цензоров в больших милицейских погонах, увидев в черновом варианте, как «какой-то урка плюет в лицо власти», тут же приказал: «А это что за персонаж? Убрать немедленно! Не то, завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке».
На самом деле на экраны вышла сильно «причесанная» версия фильма «Место встречи изменить нельзя». Вырезали или «приглаживали» не только кадры с Бортником, но и другие моменты. Просто поначалу цензорам картина показалась слишком уж бандитской. Якобы слишком много места отводилось в ней всяким «плохим парням».
Примечательно, но были у цензоров и другие причины для изменения некоторых кадров фильма, кроме морально-политических. Например, после всех импровизаций Бортника создавалось ощущение, что в знаменитой банде «Черная кошка» он за главного. И вообще чуть ли не две трети времени на «малине» показывают только его.
А ведь главарем банды был Армен Джигарханян. Артист известный и уже уважаемый в чиновничьей среде. Уважаемый даже в такой незавидной роли. А тут какой-то Бортник на первом плане. Кто б ему позволил затмить самого Джигарханяна?
В общем, первоначальную версию киноленты пришлось значит ельно перекраивать. И все равно фильм имел оглушительный успех. Многие артисты сделали себе на нем имя. Своя порция славы досталась и бандиту «Промокашке». Хотя мечтал Иван Бортник, конечно, совсем о другом...