Красный авторитет: лихая жизнь и странная смерть Григория Котовского
Григорий Котовский, слывший одним из самых матерых бандитов, превратился в героя Гражданской войны. Какие еще тайны хранит личность этого незаурядного человека?
По кличке «Кот»
Родился Котовский в 1881 году в дворянской семье из Бессарабии. Но, несмотря на происхождение, с юных лет он отличался буйным нравом и абсолютным непослушанием. Ему нравилось делать то, чего требовала душа.
Еще безусым юнцом он едва не увел жену у соседа-помещика, как тот Дубровский из пушкинского романа защищал крестьян от их хозяев, дружил с бандитами и ворами, и пьянствовал в кабаках, с большим удовольствием влезая в любую заваруху.
До того, как его насильно призвали в армию, молодой Котовский стал завсегдатаем полицейских участков. Но это были лишь цветочки, ягодки придут позже.
В годы первой русской революции Котовский уже сколотил собственную шайку. Но грабя и воруя, уже начал живо интересоваться политикой. Связался с эсерами и встал во главе кишиневской группы.
Однако, лихая бандитская жизнь манила больше, чем тайные заседания с пустой болтовней о революциях и переворотах. Кму хотелось действий, причем, здесь и сейчас.
Но в 1906 году его шайку накрыла полиция, а сам Котовский угодил в Кишиневскую тюрьму, которая славилась своими суровыми нравами, а фактически беспределом.
Именно там ему пришлось отстаивать свое место под криминальным солнцем. Именно там он начал ставить свой будущий авторитет. И там же ему дали погоняло - «Кот».
Авторитетный «сиделец»
Считается, что Котовский внес огромный вклад в формирование воровской идеи. Именно он является автором идеи «революционного криминала», согласно которой, все преступления, совершаемые против «несправедливого» социального и политического строя, преступлениями не являются.
Появилось даже понятие «благородный разбойник», другими словами, «уголовник в законе». Но это будет позже. А пока Котовскому пришлось пройти через жестокую борьбу с другими блатными Кишиневской тюрьмы.
Конечно, его не раз пытались «нагнуть». Но смелый и безрассудный, а еще обладающий огромной силой, он сам «ломал» всех, кто становился у него поперек пути. Причем, когда этого требовала ситуация, мог быть необыкновенно жесток.
Например, когда уголовник по кличке «Ванька-Козлятник» приказал своим «шестеркам» наказать «Кота», тот сначала избил нападавших, а потом самому «Ваньке» при всех выколол глаз. Так сказать, в назидание другим.
Очень быстро Котовский завоевал в тюрьме не только авторитет, но и уважение сидельцев. Тем более, «Кот» постоянно спорил с администрацией тюрьмы: то кого-то из зеков несправедливо обидели, то кормят «отравой», то прогулки слишком короткие.
Существует такая легенда, что именно в Кишиневе его «короновали», сделав «вором в законе». И якобы в честь этого события «Кот» сделал на веках татуировку в виде нескольких черных точек, что тогда обозначало блатного.
Исследователи утверждают, что избавился от наколок Котовский только в 1919 году, когда встал на сторону Советской власти. Но есть версия, что тату так и остались у него, поскольку он дорожил своим прошлым воровским статусом, уже даже будучи красным командиром.
Бандитский король
Получив признание в криминальном мире, Котовский после тюрьмы перебирается из Бессарабии в Одессу. Там его встречают тепло, а местный «пахан» Мишка Япончик помог ему освоиться в городе.
И уже вскоре «Кот» сколотил себе банду отпетых уголовников и начал промышлять лихими налетами, разбоями и грабежами. По слухам, именно с его подачи в Одессе, а потом и в других городах появилось понятие «общака».
Также Котовский стал своего рода прародителем современного рэкета. Она брал «дань» с местных заводчиков и торгашей за так называемую «крышу».
А те, кто отказывался платить, Котовский при помощи своего автори тета устраивал на их предприятиях массовые забастовки . А порой смельчаков избивали, а то и расстреливали у всех на глазах.
Смотрящий по Одессе
Полиция достаточно долго гонялась за бандой Котовского. И, наконец, ей сопутствовал успех. «Кот» была арестован незадолго до февральской революции, а вскоре суд приговорил его к смертной казни.
Уж не известно по какой причине, но за «смертника» вступилась супруга влиятельного царского военачальника Алексея Брусилова. С учетом того, что Котовский славился не только лихими налетами, но и был известным бабником, сложить дважды два совсем не трудно.
В любом случае, власти Одессы решили подождать с казнью. А потом стало и не до этого. Грянула революция, в городе наступил настоящий хаос и беспредел.
Большинство уголовников сбежало из тюрем, людей грабили и убивали средь бела дня прямо на улице.
Любопытно, но менно Котовский предложил растерянным чиновникам отпустить его, чтобы навести в Одессе порядок. Его действительно отпустили. И «Кот» тут же взялся за дело.
В марте 2017 года он созвал воровскую сходку в одном из кафе. На «собрание» прибыли несколько десятков известных авторитетов, которые согласились с предложением Котовского положить конец беспределу и взять власть в свои руки.
При этом «Кот» проявил определенную хитрость, уговорив воров проявить лояльност ь к новой власти в виде Временного правительства. Таким образом, его не трогала полиция, и у Котовского оказались развязаны руки в войне с беспредельщиками. Так тихой сапой он стал главным криминальным авторитетом в Одессе.
Красный командир
После Октябрьской революции Котовский вступил в Красную армию и сколотил собственный отряд из бывших налетчиков.
С этого момента и в последующем во всех советских школьных учебниках истории его биография начинается как раз отсюда. «Кот» исчез, появился лихой красный командир Григорий Иванович Котовский.
Но уже во времена новой России, когда историю начали изучать более правдиво, ряд исследователей усомнился, что Котовский действительно был настолько уважаемым в криминальной среде бандитом, а тем более, «законником».
Каста воров в законе в нашей стране появилась в тридцатые годы, когда нашего героя уже не было в живых. Да и последние годы перед гибелью его жизнь шла совсем в ином направлении.
Возможно, «Кот» и в самом деле не был коронованным авторитетом. Но все, кто изучал его жизнедеятельность, приходили к мнению, что во много он
соответствовал требованиям, которые предъявляются к «законнику». Во многом, но не во всем. Например, он имел семью и защищал власть с оружием в руках, что по воровскому кодексу строго запрещено.
Таким образом, «феномен Котовского» можно назвать промежуточным этапом на пути становления воровской идеи и вызревания профессионального преступного сообщества в России.
Убийство
Котовский был убит 6 августа 1925 года во время отдыха на своей даче недалеко от Одессы. Убийцей оказался Мейер Зайдер по кличке Майорчик, ранее ходивший в адъютантах у Мишки Япончика.
Хотя существует версия, что Зайдер когда-то был хозяином притона и вообще за ним числилось немало грешком, о которых знал Котовский.
А так как он теперь «перекрасился» из воров в красные командиры, киллер опасался, что его прошлое всплывет наружу и он попадет за решетку.
Но в любом случае, обстоятельства гибели Котовского были засекречены, а Зайдер все равно угодил в колонию на десять лет. И даже освободившись по УДО за хорошее поведение, он недолго радовался жизни.
Осенью 1930 года был убит тремя ветеранами дивизии Котовского. У исследователей есть основания полагать, что Зайдер мог выдать организаторов убийства. Причем, за это преступление так никто и не был осужден.
Тогда ходило много споров на тему - кого все-таки убили: красного командира Котовского или вора в законе «Кота» за то, что предал идеалы криминального мира. То есть, в убийцы записывали как врагов Советской власти, так и криминальных авторитетов. В этом случае Зайдер мог играть роль наемного убийцы.
И хотя все эти версии так версиями и остались, хоронили Котовского не как криминального авторитета, а как крупного советского деятеля. Легендарному комкору советскими властями были устроены пышные похороны, сравнимые по размаху с похоронами вождя революции Владимира Ульянова-Ленина.