Звезда северокорейского счастья: шпионская история актрисы Че Йын Хи
Агенты Ким Чен Ира похитили известную южнокорейскую артистку, вывезли ее в КНДР и сделали главной звездой страны.
В апреле 2018-го на девяносто втором году жизни скончалась легендарная южнокорейская актриса Че Йын Хи. Ее жизнь напоминала настоящий триллер.
Она была похищена по личному приказу северокорейского диктатора Ким Чен, и была вынуждена долгие годы работать в Пхеньяне.
Актрисе почти ни в чем не отказывали, хотя ее существование напоминало жизнь в золотой клетке. Тем не менее, стоит сказать, что звездой практически мирового уровня Че Йын Хи стала именно благодаря северокорейскому кино.
Похищение
Че Йын Хи родилась в Южной Корее, с детства мечтал стать артисткой, и своего добилась. Удачный дебют в ленте «Новая присяга» и последовавшие потом еще два десятка картин к середине века сделали ее одной из самых известных актрис в стране.
Беды ровным счетом ничего не предвещало. Артистка продолжала сниматься, развивать карьеру. До тех пор, пока однажды не проснулась в… другой стране.
Все дело в том, что Ким Чен Ир - сын тогдашнего правителя Северной Кореи Ким Ер Сена и отец нынешнего руководителя - Ким Чен Ына был ярым фанатом актрисы. И мечтал, чтобы она жила и работала в его стране.
Не известно, были ли попытки уговорить артистку добровольно переехать в КНДР. Но если и были, то закончились ничем. Ибо в 1978 году по личному, как считается, приказу Ким Чен Ира его спецслужбы организовали похищение известной киноактрисы.
Тогда Че Йын Хи находилась в Гонконге. Ей позвонил некий человек, представившийся продюсером, и предложил встретиться для обсуждения выгодного предложения. Возле одной из набережных, где произошла встреча, актрису швырнули в лодку, и доставили на северокорейское судно, стоявшее неподалеку.
На борту пленницу усыпили с помощью медицинских препаратов, и очнулась она уже совсем в другом мире. Конечно, правда о похищении вскрылась. Сеул был возмущен, Америка грозила Северной Корее чуть ли не новой войной. Но похищенную актрисы КНДР так и не вернула.
Другая жизнь
Вероятно актриса испытала большой шок, когда поняла, что с ней произошло. Однако, вариантов у нее не было. Отпускать ее никто не собирался, пришлось работать. Иначе разговор в застенках северокорейских спецслужб мог быть коротким.
Че Йын Хи продолжила сниматься в кино, но уже в КНДР. А вскоре к ней муж, тоже работавший в сфере киноискусства. Возможно, он решил быть с супругой в непростой час. А, может, северокорейские спецслужбы шантажировали его жизнью жены.
Тем не менее, пара работала плодотворно, выпуская одну картину за другой. Тем более, им были созданы все условия для работы. Даже большие, чем это было в Южной Корее.
Фактически власти исполняли любую прихоть звездной пары. Например, когда в одной из картин нужно было показать масштабную железнодорожную катастрофу, Ким Чен Ир предоставил своей любимой артистке настоящий локомотив, набитый динамитом. Так что, все сцены получились натуральными.
В другом случае, в одной из сцен требовалось создать сильный ветер, но у съемочной группы ничего не получалось. Узнав об этом, Ким Чен Ир прислал на съемочную площадку боевой вертолет, который кружил над местом съемок, создавая таким образом эффект сильного ветра.
Золотая клетка
Помимо полного карт-бланша в работе супруги жили припеваючи и в остальном. В стране, где подавляющее число жителей находились за чертой бедности, актриса с супругом имели элитный дом, возможность покупать дорогую одежду, ездить на дорогих иномарках, есть продукты, которые мало кто из северокорейцев себе даже представить мог.
Более того, позднее супруги получил и возможность выезжать за границу, участвовать в различных кинофорумах, и представлять Северную Корею в мире искусства. Под присмотром спецагентов, конечно.
Ходили слухи, что у этих суровых ребят в штатском всегда были под рукой специальные шприцы с ядом. На тот случай, если их подопечные вздумают попытаться сбежать.
Потом Че Йын Хи в своих мемуарах напишет, что они с супругом действительно строили планы о побеги каждый раз, когда выезжали за границу. Но опека спецслужб была настолько плотной, что шанса ни разу не предоставилось.
По словам актрисы, она выплакала в подушку тонны слез. Ведь столько раз она мечтала, что больше не вернется в свою «золотую клетку».
Хотя стоит отметить, что именно живя в КНДР, она стала звездой мировой величины и обладательницей многих международных наград в мире киноискусства. К примеру, на московском кинофестивале 1985 года она получила приз за свой фильм «Соль».
Долгожданный побег
Детская мечта Че Йын Хи стать знаменитой артисткой была исполнена. Теперь перед ней стояла другая цель - сбежать из этой ненавистной страны. И однажды такой шанс у актрисы и ее супруга появился.
В 1986 году в Берлине прошел очередной международный кинофестиваль, куда отправились и Че Йын Хи с мужем. Во время пребывания в немецкой столице супруги на один день оказались в Вене. Именно там во время столпотворения в холле отеля их охрана буквально на несколько мгновений выпустила своих подопечных из поля зрения.
Решение супругам пришло мгновенно. Сейчас или никогда. Они выбежали из гостиницы, нырнули в стоявшее неподалеку такси и велели извозчику мчаться к американскому посольству. Уже через 15 минут пара была в здании. Агенты-охранники не успели их перехватить по пути.
Позднее будут ходить разговоры о том, что актриса и ее муж давно навели «мосты» с американской разведкой и вели тайные переговоры о побеге. В подтверждение этому приводятся слова работников американского посольства в Вене. Дипломаты встретили Че Йын Хи с супругом так, словно давно их ожидали, и даже якобы сказали гостям: «Добро пожаловать на Запад».
Правда, доподлинно такая связь установлена не было. За то известно, что беглецов оперативно переправили в США, где супруги жили почти 10 лет. Правда, в этот период времени Че Йын Хи чаще заявляла о себе уже не как звезда кино, а при помощи интервью, рассказов и мемуаров про «северокорейский ад».
Умереть на родине
В 1999 году 75-летняя актриса вернулась в Южную Корею. Она уже давно не снималась, у нее давно не брали интервью, и папарацци уже не гонялись за ней в надежде на очередное сенсационное разоблачение.
Че Йын Хи не скрывала, что хотела бы умереть там, где родилась. Поэтому и вернулась. Правда, на родине актриса прожила еще долго, целых семнадцать лет, дожив до очень почтенного возраста.
Другое дело, что в Южной Корее Че Йын Хи была в большом почете до самой кончины. Страна помнила ее былые заслуги в области кино, к тому же многие здесь воспринимали ее, как великую мученицу из-за всего, что ей пришлось вытерпеть в соседней Корее.
Хотя большинство экспертов все-таки сходятся во мнении, что настоящая звезда Че Йын Хи взошла именно в северокорейском кино. Как бы там не было, эта история закончилась красиво, и сама по себе достойна того, чтобы стать фильмом с переплетением всех жанров: мелодрамы, детектива и шпионского боевика.