Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Охотники за орденами были и в СССР

Для большинства людей боевых награды наших дедов – повод для гордости и уважения. Но были и те, для кого чужие ордена и медали стали кровавым бизнесом.

Преступления, дошедшие до Андропова

В начале восьмидесятых годов прошлого века на территории СССР действовала целая банда охотников за боевыми орденами ветеранов. Звезды героев и другие награды переплавляли на печатки и кольца, и потом зарабатывали на этом немалые деньги.

С помощью обмана к старикам входили в доверие, потом отвлекали и грабили. Тех, кто пытался отстоять свою память, жестоко убивали. При этом не жалели и свидетелей их преступлений, расправляясь не только с ветеранами, но и с их родственниками.

Самым кровавым у банды оказался 1983 год, когда они успели совершить тридцать девять преступлений. География их ограблений и убийств поражает: Одесса и Бендеры, Кишинев и Тирасполь, Брянск и Смоленск, Рязань и Ярославль. Были и другие города. А поднаторев, бандиты прибыли на криминальные гастроли в Москву.

Тем не менее, охотников за орденами искали с ленцой. И лишь громкого убийства Героя Советского Союза вице-адмирала Георгия Холостякова и его супруги Натальи дело получило широкую огласку.

Резонанс долетел даже до Кремля, и тогдашний лидер страны Юрий Андропов приказал создать особую группу из лучших сыщиков. Делу был присвоен статус особо важного, а поймать убийц предстояло в кратчайшие сроки.  

Разработка

Среди версий, которые разрабатывал МУР, были разные – от банального сведения личных счетов до мести недобитых в свое время нацистов. Но постепенно вырисовывалась главная версия – ограбления с целью наживы. Не зря же у адмирала пропал китель со всеми наградами, включая Золотую звезду героя Советского союза.

И вдруг в руках сыщиков оказалась ниточка к раскрытию. Им стал известно, что буквально за день до трагедии у адмирала был в гостях его давний друг-писатель, который обнаружил там и других гостей - молодую пару.

И те якобы представились писателю супругами, которые учатся в МГУ на журналистов, и которые изучают героические истории участников Великой Отечественной. Отсюда и их интерес к былым заслугам адмирала.

Правда, при появлении друга-писателя, будущие журналисты как-то сильно стушевались, скомкали беседу, а потом чуть ли не бегом поспешили к выходу. .

По следам убийц

К тому времени сыщики уже знали о нескольких кражах боевых наград в столице, так что, парочку сразу привязали к этим преступлениям. Начали искать с МГУ – мимо. Да и по всей стране журналистов не оказалось, которые соответствовали бы составленному по показаниям очевидца фотороботам.

Оперативники МУРа ежедневно перебирали «тонны» сводок, которые стекались со всей страны, и это сработало. Вернее, наблюдательность одного из оперов.

Один из осведомителей рассказал, что несколько месяцев назад на одном из столичных вокзалов он с двумя гражданами «соображали» на троих. Один из собутыльников был ему знаком. Это был некий уголовник, специализировавшийся на кражах икон.

Второго человека, назвавшегося Геннадием, свидетель не знал. Однако, припомнил, что тот во время возлияния постоянно расспрашивал про какую-то пожилую учительницу из Иванова, у которой хранились дома два ордена Ленина.

И все же свидетель дал сыщикам важную ниточку, не сразу, но все-таки вспомнив еще, что якобы тот Геннадий рассказывал что-то о своей учебе в в Ивановском госуниверситете, откуда его отчислили с третьего курса.

Муровцы послали запрос в Иваново, и выяснили, что пожилой учительницей интересовался некий Геннадий Калинин, не известно, чем зарабатывавший себе на жизнь.

У него ивановская прописка, женат, жену зовут Инна. Но и он и она оказались очень похожими на фотороботы людей, обокравших нескольких московских ветеранов.

Сыщики опасались за жизнь учительницы, однако выяснилось, что к этому времени женщина умерла по естественным причинам. Однако, после ее смерти родственники не обнаружили в ее квартире орденов. Когда же им показали фотороботы, сын умершей вспомнил, что похожего мужчину видел когда-то у матери в гостях. Он представился журналистом, пишущих о войне и ветеранах.

Арест мужа и погоня за женой

За парочкой началась охота, причем, взять злодеев удалось не без сложностей. Геннадий попался ловким парнем, и операм пришлось устраивать сразу несколько засад, прежде, чем тот попался в одну из них.

Его взяли в октябре 1983 года. Причем, с поличным. В его одежде нашли зашитый в подкладку орден Красной Звезды, принадлежавший  убитому вице-адмиралу Холостякову.

При обыске на квартире сыщики обнаружили блокнот с фамилиями и адресами ветеранов по всей стране. Там были и имена уже убитых стариков, причем, перечеркнутые крест накрест.

Улики были «железные», оставалось лишь к Геннадию привезти его супругу. Да оказалась еще более хитрой дамочкой. Несколько недель она ускользала от погони, пока ее не выдал один из знакомых, находившийся под следствием.

За определенные преференции в своем деле парень назвал оперативникам очередную «лежку» Инны. Ее задержали и отвезли в Москву, где уже пребывал в камере СИЗО ее ненаглядный.

Против нее доказательств тоже было выше крыше. Ведь на той квартире, где задержали женщину, были обнаружены десятки наград, включая шесть звезд Героя Советского союза.

Все это злодеи переплавляли в кольца и перстни. Так, медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза вице-адмирала Холостякова Калинин превратил в обычную золотую печатку.

Пели, как соловьи

Припертые к стенке фактами, подозреваемые начали признаваться во всех своих грехах. Особенно красноречив был Геннадий, который словно хвастался своими «подвигами», ни о чем не сожалея. Жалел лишь о том, что втянул жену в свою преступную деятельность.

Когда-то Геннадий начинал с кражи икон. Причем, однажды со своим подельником убил вдову священника, заставшую их на месте преступления.

В 1980-м Геннадий, а позже и Инна, примкнули к банде некоего Тарасенко, которая занималась хищением орденов. Позднее супруги начали промышлять и самостоятельно, чтобы не делиться с подельниками добычей.

80-летнего адмирала Худякова обрабатывали долго, и убивать его не планировали. Но потом ветеран стал что-то подозревать, и в последний раз весьма неохотно пустил их к себе в квартиру.

Уже в ходе беседы с гостями адмирал почувствовал что-то неладное, и подмигнул своей супруге. Та поняла его правильно, и попыталась выйти из квартиры, чтобы обратиться за помощью к соседям.

Но Калинин заметил маневр женщины, и затащив ее в ванную, разбил ей голову монтировкой. Следующий удар пришелся по голове хозяина.

После этого незваные гости по-быстрому собрали в доме все ценное, включая китель с орденами, наградные книжки и даже хрусталь из стенки.

В это время в одной из комнат спала приехавшая в гости внучка хозяев. Убийцы об этом не знали, и крепкий сон фактически спас малышку. Она проснулась от того, что хлопнула дверь за ушедшими грабителями. И вышла в зал, где в луже крови лежал ее дедушка…

На скамье подсудимых по этому делу было тесно – помимо Калининых под суд пошла вся шайка во главе с тем самым Тарасенко. Все они получили тюремные сроки в зависимости от их участия в преступной деятельности банды.

Самый большой срок досталась единственной женщине в их рядах – Инне Калининой. Ее осудили на 15 лет. Геннадий Калини был приговорен к высшей мере наказания и свои дни закончил у стенки в специальной расстрельной камере.

Так закончилась эта история. Но впереди страну ждали лихие девяностые, когда подобные случаи в сводках встречались чуть ли не ежедневно, а фронтовые ордена продавали практически открыто. Но об это как-нибудь в другой раз…

Полная версия