7 знаменитых экспедиций, пропавших бесследно
История знает случаи исчезновения целых экспедиций, в которых принимали участие очень опытные первооткрыватели. Следов некоторых групп так и не нашли.
Экспедиция Лаперуза
Это путешествие началось 1 августа 1785 года, когда граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие.
Его главными задачами являлись систематизация открытий, сделанных ранее знаменитым Куком, а также налаживание торговых отношений с туземными племенами.
Экспедиция была рассчитана на несколько лет. И первые два года прошли без значительных происшествий. Остался позади опасный мыс Горна, побережье Чили и остров Пасхи. В середине лета 1786 года дошли до Аляски.
Уже в следующем году исследователь со своей командой прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт, после чего экспедиция двинулась к Сахалину. Там тоже не обошлось без открытий.
Мореплаватель обнаружил ранее неизвестный человечеству пролив, который до сих пор носит его имя, и на современной карте является морской границей между Россией и Японией.
В конце 1787 года Лаперуз причалил к берегам Самоа, где и начались первые большие проблемы. Аборигены встретили европейцев, мягко говоря, неприветливо. В первой же схватке с дикарями Лаперуз потерял погибшими двенадцать человек своей команды. А вот что было дальше, достоверно установить не удалось.
Одни источники говорят, что после неудачного боя с дикарями экспедиция отправилась дальше. Другие источники утверждают, что разгневанный Лаперуз дал команду наказать аборигенов.
Как бы там не было, последнее сообщение на родину от членов этой экспедиции привезли моряки с британского корабля, который встретился Лаперузу в море зимой 1788 года. Больше их уже никто и никогда не видел.
Лишь в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место, где корабли потерпели крушение. Однако, судьба самого Лаперуза так и сталась неизвестной.
Неизвестная судьба «Террора» и «Эребуса»
Два британских судна с такими названиями ранним майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт и отправились в сторону северной Канады. На борту обоих судов было почти 130 человек команды и ученых, а также самое современное по тем временам оборудование.
Экспедиция под руководством сэра Джона Франклина была должна исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.
С тех пор прошло более 175 лет, а исследователям по-прежнему не дает покоя тайна того, что стало с этой экспедицией. Все, что удалось выяснить - до северного побережья современной Канады группа добралась. А дальше никаких следов, кроме нескольких могил и двух небольших зимовочных лагерей, возможно, принадлежавших команде Франклина..
Самая популярная версия относительно судьбы «Террора» и «Эребуса» - суда попали в ледовый плен и погибли, а команда, возможно, уже не в полном составе сумела добраться по льдам до суши. Хотя, какая это была суша? Безжизненная снежная пустыня на сотни верст вокруг.
Скорее всего, члены экспедиции постепенно умирали от холода, голода и цинги. Не исключено, что выжившие могли питаться мясом своих умерших товарищей. Тем не менее, не выжил никто.
Пешком через Австралию
В 1848 году немецкий исследователь Людвиг Лейхгард задумал пересечь австралийский материк с востока на запад пешим ходом. 4 апреля с восемью соратниками он отправился в путь, рассчитывая закончить его через три года.
Однако, в намеченной точке группа не появилась ни в назначенное время, ни позднее. В 1852 году на поиски пропавшей экспедиции отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так в течении семнадцати лет подряд. Но никто из поисковиков успеха не имел.
Так и оставалась неизвестной судьба группы Лейхгарда, пока в семидесятые годы позапрошлого века один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.
Когда, вернувшись в цивилизацию, он узнал, что это один из спутников Лейхгарда, то отправился обратно в пустыню на его поиски. Однако, в пути с ним случилось несчастье, и он погиб.
Пройдет еще немало лет, прежде, чем люди узнают, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.
В поисках Арктиды
В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Свято веривший в существование таинственной Земли Санникова, он хотел первым ее открыть и зарегистрировать.
Взяв с собой ученого-астронома и двух опытных охотников, в июле 1902 года барон покинул шхуну. Передвигаясь сначала на шлюпках, а затем на санях он грезил увидеть заветную Арктиду.
Шхуна должна была догнать их через два месяца. Однако, попав в ледовый плен и получив серьезные повреждения, «Заря» с трудом освободилась и была вынуждена уйти в порт Тикси.
На следующий год была организована спасательная экспедиция, которую возглавил тогда еще лейтенант Колчак. Но все, что спасателям удалось обнаружить, это стоянка Толля, а также его дневники и записи.
Там было указано, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь к верхней северной точке Земли самостоятельно. Группа Колчака тоже двинулась дальше. Но больше никаких следов Толля и его спутников не обнаружила.
«Геркулес» на Шпицбергене
В начале двадцатого века на острове Шпицберген были обнаружены большие запасы полезных ископаемых. Россия являлась лишь одной из стран, претендующих на освоение этого северного острова.
Чтобы застолбить за Россией право на разработку там недр, в 1912 году опытный полярник Владимир Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к Шпицбергену на корабле под названием «Геркулес». Хотя по факту это было небольшое суденышко, которое раньше использовали в китобойном промысле.
Путь на Шпицберген был успешным. Однако, двигаясь обратно, Русанов по неведомой причине решил изменить курс, и возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова.
Он отправил с судна телеграмму на материк, предупредив о своих намерениях. И это была последняя весточка с «Геркулеса». Далее следы корабля теряются.
Лишь в 1934 году на одном из островов Лаптева возле берега был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с того самого судна: мореходная книжка, записи, куски одежды и прочие мелочи. Однако, ни могил, ни останков тел членов экспедиции Русанов так и не нашли.
В поисках города «Z»
В 1925 году полковник Персиваль Фосетт, его сын Джек и их друг Рейли Реймилом отправились в один из самых малоизученных и малонаселенных районов Бразилии Мату-Гросу, чтобы отыскать некий затерянный город. Полковник назвал его - «Z».
Эта экспедиция с самого начала была окутана каким-то таинственным мраком. Во-первых, финансировала проект группа лондонских предпринимателей под названием «Перчатка», предпочитавшие на афишировать конечных целей.
Во-вторых, сам Фосетт публично заявил, что в случае пропажи их группы искать их не надо, ибо, тогда спасателей постигнет та же печальная участь, что и самих путешественников.
Возможно, нагоняя такую таинственность, полковник просто набивал цену себе и своей экспедиции. Тем не менее, их тройка действительно пропала.
В последнем сообщении от Фосетта было сказано, что их группа продирается сквозь джунгли, преодолевает горы и коварные реки. А потом тишина. Больше об этих трех путешественниках никто ничего не слышал.
Зато легенд об их судьбе было не счесть. От самых банальных, где их захватили и съели аборигены-каннибалы, до самых интересных для простого обывателя, в которых Фосетт и его напарники все-таки нашли этот таинственный город «Z». И настолько влюбились в него, что решили остаться там навсегда.
Группа Леонтьева
Происходили таинственные исчезновения и на территории СССР. Конечно, больше всего загадок было в истории с гибелью группы Дятлова на Северном Урале. Но не менее загадочной представляется и пропажа экспедиции Льва Николаевича Леонтьева.
В начале пятидесятых годов прошлого века он во главе экспедиции направился в малоизученные места Тувы. Но летом 1953 года связь с группой была потеряна. Позднее шедшие по ее маршруту поисковики обнаружили еще тлеющее кострище
кострище, палатки и полный комплект снаряжения. Однако ни людей, ни лошадей в лагере не было. Единственные следы копыт вели из леса в лагерь.
На поиски снарядили всех путешественников, геологов и прочих специалистов, находящихся в зоне досягаемости. Но членов той экспедиции так и не нашли.
Самое загадочное было в тлеющем кострище, которое обнаружили в их лагере первые поисковики. Хотя, судя по всему, «леонтьевцы» пропали давно.
Плюс к тому, все они были опытными путешественниками, и просто не могли выехать из лагеря налегке, без еды и снаряжения. Если только их что-то или кто-то не… испугал. И тогда они попрыгали на коней и бросились искать спасения в лесу.
Здесь можно провести аналогию с дятловцами, ведь ранее одной из версий их панического бегства ночью из палатки был сильнейший страх перед кем-то или чем-то.
Тем не менее, несмотря на множество версий исчезновения группы Леонтьева, экспедиция так и продолжает числиться без вести пропавшей.