Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Дмитрий Поляков: как гений советской разведки стал суперагентом ЦРУ

Один из самых талантливых советских разведчиков Дмитрий Поляков без малого четверть века снабжал американцев информацией «под грифом секретно».

Внезапное предательство

В свое время Дмитрия Полякова называли фундаментом и будущим ГРУ. У него был боевой опыт участия в Великой Отечественной войне, многочисленные награды и отличное образование.

После окончания военной академии им. Фрунзе отличник Поляков попал в Главное разведуправление, откуда и начал свой путь на фронта холодной войны.

Начиная с 1951 года, он в течение пяти лет под видом дипломата шпионит в Нью-Йорке, показывая отменные результаты.

Вторая заброска в Америку состоялась в 1959 году. Тогда уже полковник Поляков должен был стать координатором всех советских нелегалов, добывающих особо важную информацию об американской армии и вооружении.

Карьера Полякова быстро бежала вверх, он мог дослужиться до немалых высот в советской разведке. Однако, осенью 1961-го он неожиданно звонит  американскому полковнику Фейхи, который был агентом ЦРУ, и просит встречи с кем-нибудь из серьезных руководителей вражеской разведки.

При этом Поляков открытым текстом называет себя, свое звание и поставленные перед ним агентские задачи. Шокированный Фейхи тут же связался с главой советского отдела контрразведки ФБР Джеймсом Ноланом, который и придумал . уникальный план использования офицера одной из самых закрытых военных структур в мире.

Знал много, выдал всех

При личной встрече с Поляковым американцы, конечно, хотели все и сразу. Но советский разведчик понимал, что если он выложит сразу все, что знал, его ценность в глазах новых хозяев сразу уменьшится. Поэтому он выдавал информацию по крупицам.

По некоторым данным, Поляков координировал работу примерно двухсот наших нелегалов на территории США. Но раскрой он их имена «оптом», их бы сразу арестовали, и в ГРУ легко бы сложили дважды два.

Поэтому выдавать имена советских агентов Поляков стал постепенно. Первой разоблаченной с его помощью разведчицей стала личная подопечная, Мария Доброва. Девушка работала под прикрытием, владела салоном красоты, куда часто ходили жены высокопоставленных сотрудников дипломатических представительств и ООН.

За Марией пришли домой в конце 1961 года, но Доброва, поняв, что раскрыта, решила не сдаваться. Разведчица успела распахнуть окно и выйти наружу с большой высоты, прежде, чем незваные гости ворвались в ее жилище.

Ее гибель Поляков обернул в свою пользу. Он сообщил в центр о том, что Мария оказалась «двойным агентом», завербованным ФБР. Якобы куратор Поляков ее разоблачил, и она решила покончить с собой.

Против своих

А Поляков продолжил радовать руководство ФБР. За первый год своей работы на иностранную разведку он выдал троих агентов-нелегалов, внедрившихся в секретные базы американских ВМФ, а также назвал имена лучших советских шифровальщиков, работавших под прикрытием в посольствах.

Между тем, в ГРУ уже поняли, что в их рядах происходит утечка. В результате поиска предателей была расстрелян небезызвестный шпион Олег Пеньковский.

Однако, Поляков сумел избежать подозрений, ни разу даже не попав в разработку советской разведки.

Причина такой везучести в том, что, в отличие от большинства предателей, Поляков был скромным человеком. Он сам установил для себя весьма небольшой гонорар - всего три тысячи долларов в год. Жил, как все, не выпячивался. Не покупал дома, квартиры и дорогие авто.

Он хорошо понимал, что любая крупная покупка или жизнь не по средствам станет поводом для его проверки. Да и карьера для него все-таки не была пустым звуком. Так что, будущий предатель был на хорошем счету у начальства и имел все перспективы на повышение.

Успешная карьера в ЦРУ

В 1965 году Полякова назначают руководителем резидентурой в Бирме и отправляет контролировать обстановку на месте лично. Так в распоряжении предателя оказываются не только методички и справочники, которые в ГРУ разрабатывают для агентов, но и многие другие секретные данные.

В скором времени они, а заодно и имена ряда советских агентов в регионе, попадают в руки связника ЦРУ в Юго-Восточной Азии.

За следующие четыре года Поляков, получивший в ЦРУ псевдоним Бурбона, фактически развалил работу советской резидентуры в этом регионе. Многие агенты провались, кто-то был арестован, а некоторые пропали без вести вместе с хранившимися у них ценнейшими данными.

И снова Поляков остался вне подозрений. Более того, один из самых успешных агентов ЦРУ по возвращению в Москву стал руководителем центра подготовки резидентов ГРУ для заброски в КНР.

На этой должности Поляков добыл уникальные по своей ценности сведения: протоколы заседаний советского и китайского министерств иностранных дел, в которых отмечались трудности отношений между СССР и КНР, на основе которых госсекретарь США Киссинджер и президент Никсон развалят советско-китайские отношения и начнут активно дружить с председателем Мао.

Несмотря на предательство, Дмитрий Поляков все-таки был уникальным человеком. Коллеги называли его гением агентурной работы. Мало кому удавалось на протяжении длительного времени выстраивать работу нескольких резидентур советской военной разведки, но и одновременно успешно руководить своими кураторами в ЦРУ.

Порой доходило до абсурда. Поляков жёстко инструктировал работавших с ним в Москве агентов на тему того, где, как и когда лучше производить закладки, писал для американских сотрудников инструкции по выявлению слежки советскими разведчиками и сделал много полезного для успешной работы американской разведки в СССР.

Уникум разведки на два фронта

Считался он успешным разведчиком в и ГРУ. Не зря же в 1973 году ему доверили новое важное направление, назначил главой резидентуры ГРУ в Индии. Через год работы в Индии.

 Поляков получает звание генерал-майора, а в 1975 году благодаря его данным вскрывается факт крупной поставки оружия в Индию аккурат перед очередной войной с Пакистаном в 1971 году. Разразился крупный международный скандал, итогом которого стало охлаждение отношений СССР сразу с целым рядом государств.

Тем не менее, в ССР на Полякова не стали вешать всех собак за неудачи в Индии. После возвращения в Москву в 1976 году он назначается руководителем одного из подразделений Военно-дипломатической академии Минобороны, которую за глаза называли главной кузницей кадров для ГРУ.

Именно находясь в этой должности, Поляков нанес свой главный удар по советской разведке. Ведь у него было допуск к спискам всех слушателей и потенциальных военных разведчиков, а также же данные с подробной характеристикой на самых успешных слушателей.

Все это «оптом и в розницу» сливалось в ЦРУ вплоть до 1986 года. Фактически Поляков заблокировал работу советской разведки за рубежом, и уж точно на территории США.

Случайное разоблачение

В том самом 1986 году двойного агента Полякова раскрыли. Причем, абсолютно случайно. В 1980-м его с почестями проводили на пенсию в звании генерал-майора. Его хозяева из ЦРУ не раз предлагали ему переехать жить в Америку. Для его же собственной безопасности.

Но Поляков, как ни странно это звучит, в некотором роде оказался патриотом. Он ответил своим кураторам, что хочет прожить остаток лет и умереть в Москве, в городе, который безумно любит.

Так и жил, спокойно и размеренно, пока глава контрразведки ЦРУ Олдрич Эймс, в 1985 году завербованный советскими спецслужбами, не наткнулся на секретные документы шестидесятых-семидесятых годов с именами и данными людей, с которыми контактировали агенты ФБР. Эймс сумел передать эту информацию советским агентам, а те переправили ее в Москву.

В ходе изучения документов советские безопасники наткнулись на фамилию Полякова. Потянули за тоненькую ниточку, а в итоге раскрутили такую историю, от которой волосы встали дыбом. Особенно, когда подсчитали, какой вред принес отставной генерал своей стране за все годы тайной службы на врага.

Преступление и наказание

В 1986 году Поляков был арестован. Следствие длилось почти два года. Не из-за того, что доказательств не могли найти. Их как раз-то было много. Просто наши спецслужбы хотели выяснить все случаи предательства Полякова.

После того, как следствие было закончено, и стало понятно, что никаких поблажек Полякову не будет, к тогдашнему руководителю СССР Михаилу Горбачеву обратился президент США Рональд Рейган с просьбой пощадить его и экстрадировать в Америку.

Но, по слухам, советский лидер ответил коротко и предельно ясно: «Сожалею, но это не представляется возможным». В 1988 году один  из самых высококлассных разведчиков за всю историю советских спецслужб был расстрелян.

В то время никто особенно не разбирался в причинах, которые толкнули его на предательство. Хотя версии ходили разные. Одна из самых популярных – разочарование социалистическими идеалами. Якобы своей работой на ЦРУ Поляков рассчитывал принести в СССР пресловутую западную демократию.

По другой версии, когда-то его сыну потребовалась срочная платная операция стоимостью всего в несколько сотен долларов, которых у разведчика не было. По слухам, он обращался за материальной помощью к своему руководству, но ему отказали. И тогда он решил отомстить.

Имели место и другие легенды. Однако, какая бы из них не оказалась ближе всех к истине, в истории своей страны Дмитрий Поляков остался одним из самых главных предателей.

Полная версия