Идеальное убийство или несчастный случай: тайна смерти создателя КГБ Сергея Круглова
Могущественное ведомство на Лубянке многие связывают в основном с именем Юрия Андропова. Однако, создал КГБ совсем другой человек с трагической судьбой.
Под «крышей» Лаврентия Павловича
Грозным НКВД за 12 лет существования ведомства руководили четыре человека. Трое наркомов, чьи имена заставляли трепетать советских граждан не меньше, чем зловещая аббревиатура из четырех букв, сами попали в жернова репрессий.
Генриха Ягоду и Николая Ежова судили как шпионов и «врагов народа», и расстреляли с разницей в каких-то пару лет.
Всемогущего Берию арестовали уже после смерти Сталина, и тоже поставили к стенке. После него руководить НКВД поставили его вечного зама и любимчика Сергея Круглова, которого называли одним из самых «человечных» среди всех, кто стоял во главе ведомства.
Правда, стал главой НКВД Круглов еще до того, как Берию арестовали. Просто в послевоенные годы Лаврентий Павлович решил сосредоточиться на атомном проекте СССР, который он курировал.
Хотя многие считали, что Круглов, которого он в 1946 году поставил вместо себя, всего лишь марионетка. А Берия по-прежнему вершит всеми делами в НКВД.
Только этим можно объяснить то, как покорно Круглов уступил министерское кресло Берии после смерти Сталина в марте 1953 года. Одновременно к МВД присоединили МГБ: укрупненное ведомство получило уникальные полномочия и самые широкие возможности.
Создание КГБ и понижение в классе
Но летом 1953-го Берию арестовали, а пост министра внутренних дел повторно передали Круглову. Старый-новый руководитель пребывал в крайнем смущении. Ведь именно он должен был расследовать все преступления своего «шефа», а потом, как ему ясно намекнули сверху, избавиться от него навсегда.
В итоге Круглову пришлось лично допрашивать Берию, однако, в дальнейшем участникам свержения Лаврентия павловича не понравилось, как Круглов ведет расследование. И его от дела отстранили.
При этом сам Круглов не побоялся пожаловаться в Президиум ЦК на плохое обращение с Берией в тюрьме. Хотя знал, что этим серьезно себя подставляет.
Тем не менее, он остался на своем посту. И уже в следующем, 1954 году приложил руку к созданию КГБ. Казалось, ему и карты в руки. Но ему все-таки припомнили его «бериевское» прошлое. Не прошло и двух лет, как Круглова фактически выкинули из Комитета Можно говорить, что в 1956 году его карьера в силовых ведомствах закончилась.
Его назначили сначала замминистра строительства электростанций СССР, а потом с каждым разом все понижали и понижали. Дошло до того, что однажды одного из самых видных советских силовиков назначили зампредседателя Совнархоза Кировского района. То есть, превратили в мелкого чиновника районного масштаба.
Беспокойный пенсионер
Но даже на незаметных должностях Круглов многим не давал покоя. Звонил кому-то постоянно, ходил по кабинетам, добиваясь правды и справедливости. Наконец, было принято решение отправить Круглова на пенсию.
В 1958 году бывшему шефу МВД вручили пенсионную книжку, в следующем году выселили из элитной квартиры и лишили генеральской пенсии, а еще спустя год исключили из партии за «грубые нарушения социалистической законности». А заодно отобрали и элитную дачу.
Современники рассказывали, что все удары судьбы Круглов переносил стоически. Он знал, что ничего хорошего в его судьбе уже не будет. Радовало одно. Времена изменились, и ему вряд ли придется разделить участь своих предшественников, поставленных к стенке.
Хрущев с его оттепелью едва ли бы решился на расправу с бывшим министром. Зато унизить, опустить на самое дно - это было как раз в духе того времени.
Загадочная гибель
В конце жизни Круглов успокоился и начал жить скромно, мало чем отличаясь от заурядного московского пенсионера. Больше не было спецмагазинов и спецобслуживания. Как не было и генеральской пенсии и огромного особняка в Жуковке.
Но вместо этого супруги Кругловы купили маленькую дачу недалеко от платформы «Правда» Ярославского направления в Пушкинском районе, где и проводили почти все теплое время года.
Трагедия случилась 6 июля 1977 года. Круглов утром проводил жену на на электричку в Москву. Пообещал, что этим же вечером приедет в столицу и сам. Но не приехал.
На следующий день встревоженная супруга вместе с внуком отправилась на дачу. Увиденное в поселке лишь усилило тревожные предчувствия. Калитка и дверь в дом оказались открытыми нараспашку, хотя глава семьи был человеком аккуратным и обязательным. Внутри никого не было.
В местном отделении милиции об исчезновении бывшего руководителя ведомства ничего не знали. Однако через несколько часов дочь Круглова Ирина, поехавшая по просьбе матери в московскую квартиру, обнаружила в замочной скважине записку из милиции. По телефону Ирине Кругловой сообщили: «Ваш отец травмирован поездом».
Что случилось на самом деле, так и осталось тайной. Главной версией правоохранителей был несчастный случай по вине самого Круглова. Якобы он перебегал пути в неположенном месте и не заметил в темноте приближающийся состав.
Но помня аккуратность и обязательность бывшего министра буквально во всем, с трудом можно поверить, что он не дошел бы до перехода какую-то сотню метров.
Несмотря на свои шестьдесят девять, Круглов был все еще вполне бодр. Да и даже если бы все выглядело именно так, как указывали сыщики, не заметить в темноте огни приближающегося поезда весьма сложно.
Однако, напрашивающуюся версию о том, что много знающего о нынешних руководителях страны Круглова могли ликвидировать по приказу сверху, следователи даже не рассматривали. Это было сродни самоубийству.
Хотя раскрытая настежь калитка и незапертая дверь могли, к примеру, говорить о том, что бывшего министра оглушили дома, выволокли на улицу, и дотащив до «железки», положили на рельсы. Расписание поездов потенциальные убийцы, видимо, знали неплохо.
Пусть будет несчастный случай
Но в любом случае, версии о насильственной гибели Круглова, возможной причастности к трагедии неизвестных лиц даже не отрабатывались. Да и кто будет их отрабатывать с учетом того, что смерть Круглова была очень выгодна для нового руководства различных силовых ведомства.
Все знали, что бывший глава МВД и КГБ - просто кладезь информации, которую можно было использовать в различных целях. Конечно, Круглов был слишком советским человеком, чтобы кого-то шантажировать прошлыми грехами, а то и преступлениями. Но все равно живой он был опасен.
На самом деле, достоверно не известно, много ли знал Круглов или мало. Если он где-то хранил какой-то бумажный компромат на сильных мира сего, так его никто так и не нашел.
Может, до сих пор, где спрятанный лежит. Но, как предполагают исследователи той эпохи, пенсионера Круглова могли ликвидировать по принципу «на всякий случай». Слишком высоко взлетели те, кого он мог «слить» в любой момент.
Но в любом случае смерть Круглова списали на несчастный случай. И, наверное, как вполне заслуженного силовика, могли бы похоронить с определенными почестями. Да только возглавлявший в те годы МВД Николай Щелоков открестился от участия во всем этом процессе. И помощи никакой МВД не выделяло.
Так что, в последний путь создателя КГБ провожали, как рядового советского пенсионера его родственники немногочисленные друзья, с трудом выбившие место на Новодевичьем кладбище.
Пресса также не особенно заинтересовалась гибелью бывшего генерала. Лишь спустя две недели после его смерти газета «На боевом посту» опубликовала крохотный некролог о несчастном случае с генералом Кругловым, где перечислялись его заслуги и ордена.
О том, что генеральского звания и наград его давно лишили, равно, как и исключили из партии - ни слова. Зато многие действующие генералы после его смерти явно вздохнули с облегчением…