Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Тюрьма, пожар и спаситель Брежнев: как снимали «Джентльмены удачи»

Заводную комедию 1971 года многие россияне с удовольствием смотрят и сегодня. Только мало кто знает, что довелось испытать артистам во время съемок.

Артисты, которых мы не увидели

Первоначальный сценарий авторам фильма не во всем понравился. По их мнению, он был слишком перегружен персонажами. Поэтому из переписанного сценария часть из них исчезла.

Как, например, модник, который предназначался Андрею Миронову, и многоженец, на которого заявляли Юрия Никулина. А еще в первом варианте был персонаж фальшивомонетчика, которого мог сыграть Ролан Быков.

Но в любом случае, даже тот актерский состав, который снимался в фильме, иначе, как суперзвездным и не назовешь.

Тюремный опыт режиссёра

В молодости будущий режиссер фильма Александр Серый чуть не убил человека Как-то он пришел в гости к подружке, и застал у нее какого-то красавчика. Возник «конфликт интересов», в ходе которого Серый разбил сопернику голову..

Тот остался инвалидом, а будущий режиссер отправился на зону на шесть лет. Правда, через четыре года вышел по УДО за примерное поведение. А потом, благодаря старинному другу Георгию Данелии вернулся в кино.

Когда он предложил Серого на роль режиссера в «Джентльмены удачи» чиновники восстали все, как один. Однако, Данелия сумел уломать их.

Ну, а уже во время съемок тюремный опыт Серого, за четыре года хорошо усвоившего «феню», очень даже пригодился для насыщения сценария различным жаргоном.

При этом он настолько увлекся, что цензоры потребовали некоторые наиболее «жесткие» тюремные слова заменить на эвфемизмы вроде «редиска», «сосиска», «пасть порву, моргалы выколю, рога поотшибаю!».

В результате родился оригинальный язык фильма, пришедшийся по вкусу зрителю. Многие фразы из этой ленты стали «крылатыми».

Кадры-обманки

Режиссерам и операторам в ходе съемок пришлось проявлять немалую изобретательность, чтобы зрители увидели задуманные ими сюжеты.

Например, Савелий Крамаров страдал клаустрофобией и ни за какие «коврижки» не желал лезть в бак с цементом. Чтобы скрыть его отсутствие в кадре, пришлось снять… верблюда.

Другая звезда картины, Евгений Леонов, накануне подцепил вшей. И в одной из сцен, где он должен был сниматься верхом на том же верблюде, наотрез отказался залезать на животное. Пришлось посадить Леонова на шею дрессировщику и снять с нужного ракурса.

Леонов подглядывал за зэками

Чтобы вжиться в роль, Евгений Леонов не только слушал тюремные байки режиссера Серого, но и регулярно посещал настоящую тюрьму. Там, по договоренности с местным начальством, ему разрешалось наблюдать за зеками в замочную скважину.

Кстати, для достоверности некоторые сцены снимали не в павильоне, а в самой реальной Самаркандской колонии строгого режима.

При этом рядом с актерами все время находились милиционеры. Тоже настоящие, и готовые в любой момент применить к зекам «спецсредства».

Пожар, едва не ставший смертельным

В фильме есть сцена с горящим домом, в котором жили главные гери. Так вот, там операторы так увлеклись работой, что чуть не оказались погребены под завалами здания.

До того, как рухнула крыша пылающего дома, оставались считанные минуты, когда члены съемочной группы опомнились, и все вместе бросились вытаскивать заблокированных коллег наружу. Слава богу, обошлось без жертв и пострадавших. Отделались лишь легким испугом.

Лейкемия в разгар съемок

В самый разгар съемочного процесса режиссеру Александру Серому поставили страшный диагноз – рак крови. Лейкемия. Порой ему во время работы становилось плохо, и Данелии приходилось брать командование на себя.

Вообще, по словам очевидцев, Серый был по-своему талантливым человеком, но не слишком приспособленным к роли режиссера.

Он редко повышал голос в ходе съемок, а иногда просто сидел в своей машине и наблюдал за процессом, словно зритель. Говорят, случалось, что актеры подходили к нему и просили его выйти и крикнуть: «Камера. Мотор!».

Незнайка Муратов

Есть в картине сцена, где главные герои, живущие в то время на даче профессора, выходят на улицу, и растираются снегом. Правда, по сценарию, актеры должны были раздеться до трусов. Но при минус семнадцать Леонов, Крамаров и Вицин отказались это делать.

Муратов явился на съемки с опозданием, и ничего не знал о перестановках в сценарии. Поэтому, когда начали снимать сцену, он быстро разделся, и выбежал на улицу. Поневоле пришлось раздеваться и остальным.

Крамаров вышел вслед за ним и в качестве мести хорошенько растёр его снегом. Вицин продолжил эстафету, устроив «снежный душ» Крамарову.

Камера в этот момент работала и всё зафиксировала. Так и родилась одна из самых эффектных сцен в фильме.

Спаситель Брежнев

Не все трудности авторов картины были связаны исключительно со съемками. Самое интересное началось, когда фильм отказались пускать в прокат. Чиновники посчитали его слишком «блатным» и… «скучным».

Так и лежать бы комедии под сукном, но тут до Леонида Ильича Брежнева дошли какие-то слухи о фильме, который не хотят пускать в прокат. Он потребовал к себе пленку, посмотрел, от души посмеялся и дал «Джентльменам удачи» зеленый свет.

После выхода на экраны, комедия стала лидером советского проката 1972 года. Да что ам говорить, если и сегодня этот фильм посмотреть, как меду напиться. Умели же снимать…

Полная версия