Загадочная смерть знаменитого ученого-психиатра вызвала массу слухов и легенд, а версий случившегося не становится меньше даже сегодня, спустя почти столетие.
Странная смерть
Рано утром 25 декабря 1927 года по Москве понеслись слухи о том, что накануне вечером в квартире своего друга профессора Сергея Благоволина при загадочных обстоятельствах ушел из жизни ученый-психиатр, нейрофизиолог с мировым именем Владимир Бехтерев.
В Москву он вместе с женой Бертой Яковлевной приехал, чтобы принять участие в двух очень важных мероприятиях: в Первом Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров и Первом Всесоюзном съезде педологов, посвященного проблеме воспитания и обучения подрастающего поколения страны советов.
Первый съезд стартовал 22 декабря, и знаменитого к тому времени Бехтерева на нем вполне заслуженно избрали почетным председателем. Разобрав в первый день общие вопросы, уже 23 декабря участники съезда обсуждали профилактику и лечение эпилепсии.
Бехтерев вел собрание, выглядел вполне здоровым. Более того, в тот же вечер побывал в Большом театре на «Лебедином озере». И тоже никто потом не сказал, что профессор выглядел как-то странно и болезненно.
Однако, уже ночью ему стало плохо. Мучала боль в животе. Уром 24 декабря на квартиру к Благоволину, где корчился в кровати его друг Бехтерев, вызвали профессора Бурмина, который предположил желудочно-кишечное заболевание – отравление или инфекцию. Пояснив, что ничего особенно страшного не видит, гость назначил лечение.
Бехтерев начал принимать препараты, и к обеду ему вроде бы как стало полегче. Однако, ближе к вечеру у него появились симптомы ослабления сердечной деятельности.
К больному срочно вызвали нескольких столичных светил, которые подтвердили первоначальный диагноз. Однако, назначенное лечение именитому пациенту не помогло. Все симптомы острой интоксикации организма только нарастали. Позднее Бехтерев потерял сознание, а сердцебиение становилось все слабее.
Около одиннадцати вечера 24 января пуль у больного почти перестал прощупываться, а за четверть часа до полуночи, несмотря на все экстренные меры, сердце ученого остановилось.
Рука Сталина
Уже на следующий день в Москве собралась весьма представительная комиссия, которую возглавил тогдашний нарком здравоохранения Николай Семашко. Общество ждало сенсации.
Однако, официальное заключение причин смерти легенды психиатрии многих разочаровало. Или, как минимум, далеко не все поверили в то, что Бехтерев скончался от банального пищевого отравления в результате какого-то невероятного стечения обстоятельств. Другими словами, мог произойти обыкновенный несчастный случай.
Поползли разные слухи, от вполне имеющих право на жизнь до самых невероятных. Одной из самых популярных версий случившегося, которую обсуждали исключительно в узких кругах и шепотом, была месть Сталина.
Суть в том, что за несколько дней до своей странной смерти Бехтерев консультировал Иосифа Сталина как невролог по поводу его «сухорукости». Но, судя по всему, ученый-психиатр заметил и другие проблемы у будущего вождя народов.
Как потом шептались очевидцы тех событий, выйдя из кабинета Сталина, Бехтерев в сердцах бросил: «Обыкновенный сухорукий параноик». И, то ли слишком громко сказал это ученый, то ли его фразу просто передали Сталину. Но обидчивость и мстительность Иосифа Виссарионовича была всем известна.
Концы в огонь
Другой версии придерживались родственники Бехтерева. Он почему-то были уверены, что ученого отравила его молодая жена, у которой с супругом было тридцать лет разницы. Якобы после его юной Берте доставалось все наследство мужа. А поговаривали, что там было что наследовать.
Подозрения в адрес любимой супруги профессора усиливались еще из-за того, что все родственники хотели предать Бехтерева земле, а юная жена настаивала на кремации. Причем, в срочном порядке.
Прямо на квартире, где умер Бехтерев, было проведено вскрытие, и выдано свидетельство о смерти. 26-27 декабря с ученым прощались близкие, коллеги и друзья. И 27 декабря, спустя несколько часов после панихиды, на которой выступал председатель ВЦИК Михаил Калинин, тело Бехтерева сожгли в крематории при Донском монастыре.
Так что, обвинения родственников в адрес вдовы так и не успели обрасти никакими доказательствами. Хотя разговоры о неоднозначности смерти Бехтерева еще очень долго ходили в обществе. Да и сегодня нет четкого ответа – умер ли великий психиатр по воле случая или посредством рук человеческих.