Россия готова пожертвовать Байкалом ради новой дороги в Китай
Не так давно депутаты нижней палаты российского парламента приняли законопроект, разрешающий некоторые виды работ на Байкале. Экологи уже вовсю бьют в набаты.
Официальный повод для принятия данного законопроекта - реконструкция и расширение Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Однако, эксперт ы считают, что катастрофические последствия для Байкала и окружающих его территорий неминуемы.
Многие уверены, что реконструкция Транссиба и БАМа поможет создать новую дорогу, связывающую РФ с Китаем. Как бы сверхважная грузовая нить между Азией и Европой. С экономической точки зрения, видимо, очень выгодно. Важно с политической стороны.
Именно поэтому, судя по всему, и закон поводился быстро, и работы пойдут в режиме аврале. Ведь, судя по прогнозам, реконструкция должна быть завершена уже до конца 2024 года. А объемы там, извините, совсем нешуточные.
А чтобы все вокруг прочувствовали важность момента, отмечается, что проект «Европа-Западный Китай» был создан еще в 2018 году, а не как бы взялся ниоткуда.
Но в любом случае, экологи опасаются, что уникальной природе в районе Байкала будет нанесен не просто вред, а вред непоправимый.
Дело в том, что до принятия нового закона в нашей стране действовало специальное постановление, согласно которому, для получения разрешения на любые работы в районе Байкала среди прочих разрешительных документов в обязательном порядке требовалось провести целый комплекс экологических экспертиз.
И если хоть по одному пункту что-то не проходило, заказчику в получении подряда на работу отказывали.
Теперь же, по некоторым данным, чтобы провести модернизацию железной дороги, российские власти готовы отменить данное постановление и расширить тем самым список разрешенных работ. Специалисты опасаются, что на очереди отмена экологических проверок.
Правда, власти обещают, что после завершения модернизации дорог, то есть, после 2024 года запрет на работы вновь вступит в силу. Но что к этому времени останется от природы Байкала? Вот в чем вопрос.
В случае снятия ограничений, в течение этих четырех лет получившие подряды компании могут проводить различные работы в районе озера и даже на его прибрежной территории.
Формально строительство будет разрешено только для «инвестиционных проектов». Но ведь понятно, что при наличии денег и связей под этот пункт, словно за уши, можно притянуть фактический любой вид работ.
Что это значит? А то, что вокруг Байкала начнется хаотичная застройка, предприятия будут появляться десятками, предлагая свои «инвестиционные» проекты. Они будут конкурировать друг с другом, и в таких условиях об экологии будут думать в последнюю очередь.
Многократно увеличится объем стоков в озеро, местная флора и фауна начнет вымирать. Особенно это ясно ощущается на фоне разговоров о снятии запрета
на вырубку в уникальных кедровых лесах, на добычу минеральных вод в тех местах, на сжигание отходов без очистки выбросов и многое-многое другое. Ведь понятно, что может возникнуть так называемая цепная реакция. Сегодня разрешили один вид деятельности на Байкале, завтра - другой, послезавтра – третий.
В таких обстоятельствах к 2024 году Байкал может превратиться в мертвое озеро. И это не название водоема, как у Мертвого моря. Это будет просто грустная констатация факта.
Понятно, что стране необходимо зарабатывать деньги, и КНР для этого на сегодняшний день самый выгодный и, пожалуй, самый надежный партнер.
Обывателю льют на уши какие-то невероятные цифры – суммы, которые получит РФ, и потом сможет пустить их на поддержку различных социальных проектов, на котый сейчас, в эпоху кризиса, средств, наверное, не всегда хватает.
Только как бы гибель природы Байкала не обошлась дороже коммерческой прибыли от строительства дороги в Китай. И Китай на своем месте остентся. И дорога, видимо, тоже никуда не денется. Останется ли Байкал?