Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Белоруссия пытается спасти дырявый бюджет странными методами

Налоговый маневр РФ и конфликт с Москвой из-за цен на нефть может лишить Минск больших бюджетных поступлений. Теперь власти ищут варианты для пополнения казны.

Понятно, что в последнее время главной задачей для лидера РБ Александра Лукашенко стало сохранение власти. Любыми способами. Но и забывать о том, что государственный бюджет  требует срочного пополнения, тоже нельзя.

Сфера госфинансов совсем просела, а жить и после 2020 года как-то будет надо. И траты в 40% на социальные нужды никуда не денутся. Страна не может обходиться без здравоохранения, образования, спорта и так далее.

Однако, выпавшие и потенциально выпадающие бюджетные доходы едва ли позволят Минску в ближайшие годы сохранить такую же поддержку госсектору. 

Согласно статистике, в период с 2019 по 2024 годы экономика Белоруссии может потерять порядка 6,7 млрд долларов, среди которых 1,7 млрд – это именно потери государственного бюджета. А это извините, 3% всего ВВП страны.

Поэтому власти уже сейчас лихорадочно ищут способы пополнения бюджета. И способы эти ряд экспертов уже сейчас называет странными. Например, одним из вариантов рассматривается введение так называемого цифрового налога для неграждан Белоруссии. Но доход от этого налога будет даже близко несопоставим с нефтяными потерями казны.

Видимо, в Минске это хорошо понимают. Поэтому во властных структурах Белоруссии все чаще звучат предложения пойти по пути Москвы, и ввести «налог для богатых».

Ранее российский лидер Владимир Путин уже объявлял о том, что начиная со следующего года в РФ возрастет налог для граждан, чей доход зашкаливает за пять миллионов рублей в год.

При этом последние почти два десятилетия действовала плоская система налогообложения, а вот до этого тоже была прогрессивная.

В свою очередь Республика Беларусь перешла на плоскую систему налогообложения только в 2009 году, чтобы упростить налоговое администрирование и мотивировать людей вывести свои доходы из тени и легализовать их. А до той поры белорусы отдавали государству от 9% до 30% своего дохода.

Переход же на прогрессивную шкалу налогообложения некоторые белорусские эксперты оценивают, как минимум, настороженно. Считается, такая система имеет определенные плюсы, если экономический эффект от нее четко просчитан.

Но сегодня это выглядит просто отчаянными попытками Минска хоть как-то закрыть нынешние и будущие бреши в государственной казне. А что из этого получится, точно никто сказать и не берется. Главное, прикрыться на несколько ближайших лет. А там, глядишь, еще что-нибудь придумаем. Или само как-нибудь устаканится.

Скептики новых шагов Минска указывают, что от них может не быть особого выхлопа. И приводят свои аргументы. Например, сотрудники ряда отраслей, той же IT, традиционно получающие серьезные доходы, имеют от властей налоговые льготы. Эта сфера важна для любого государства. Так что, едва ли правительство решится отменить льготы, которые само и предоставляет.

Конечно, можно было с помощью «налога для богатых» потрясти банкиров и топ-менеджеров финансовых учреждений. Но для этого сектора и так действует повышенный налог на прибыль в 25%. Куда уже выше?

Еще один минус прогрессивной шкалы специалисты видят в слишком сложном и загруженном налоговом администрировании. Многим компаниям, чьи сотрудники и руководители попадут под этот налог, придется столкнуться с дополнительными трудностями по отчетности и выплатам.

Эксперты считают, что «батьке» и его верным помощникам не стоит придумывать, как бы урвать с отдельных граждан дополнительные налоги. Нужно смириться с предстоящими потерями бюджета, считать расходы государства уже на том, что имеется, и решать жизненно важные вопросы в среднесрочной перспективе.

А вот отмена налоговых льгот в ряде отраслей вполне способна пополнить белорусскую казну. Равно, как и расширение списка компаний, которые получать право использовать упрощенную систему налогообложения и администрирования.

Кроме того, эксперты уверены, что относительно социально сферы нужно начинать думать по-современному. То есть, нужно искать серьезных долгосрочных инвесторов в сферы здравоохранения, культуры, образования и спорта. И тогда государству не придется традиционно в одиночку тащить всю «социалку» на себе.

В общем, пока вопросов больше, чем ответов. И Минску все еще есть о чем подумать, решая проблему восполнения прохудившегося бюджета.

Полная версия