Экономика страны и до пандемии не была на волне успеха. Мировой кризис добавил проблем белорусским заводам и фабрикам.
Уже не секрет, что первый квартал нынешнего года крупные и средние предприятия Белоруссии завершили с общим убытком в размере 5,8 миллиардов рублей. Для сравнения, в первом квартале года прошлого эти же белорусские заводы получили 3,1 миллиардов рублей прибыли. Нехиленькая разница, согласитесь.
Согласно выкладкам аналитиков, убытки терпят предприятия, которые функционируют в самых разных отраслях и в различных регионах страны.
Возьмем Жодино, где градообразующий БелАЗ в апреле 2019 года выпустил 72 карьерных самосвала, а в апреле нынешнего года всего 29.
При этом все жодинские заводы и фабрики за первые три месяца прошлого года заработали 53 миллиона рублей. А за первые три месяца текущего года вкупе они ушли в «минус» на 17 миллионов рублей.
Большие проблемы и у предприятий Ноповолоцка. Ведущие завода города «Нафтан» и «Полимир», занятые в нефтеперерабатывающей сфере, еще нынешней зимой потеряли порядка 28 миллионов рублей. Хотя ведь еще год назад работали в плюс. И этот плюс превышал 22 миллиона рублей. А теперь 28 миллионов. И это не считая 14,5 миллионов кредитных обязательств.
В общем-то, анал тики еще до коронавируса, закрытия границ и пикировок Минска с Москвой не испытывали больших излюзий относительно белорусской промышленности.
И до кризиса многие местные заводы и фабрики функционировали в убыток, держась на плаву лишь благодаря помощи из казны. Этакая советская система. По ней Минск вытягивает и Белорусский цементный завод, и завод «Ивацевичдрев», и «Гомельдрев».
Вообще, белорусская деревообрабатывающая промышленность и до кризиса явно не была в ударе. К примеру, по итогам 2018 года все белорусские предприятия, работающие в сфере деревообработки, понесли убытки в совокупности в размере 256 миллионов рублей.
Но, видимо, Минск все еще рассчитывает эту отрасль реанимировать. Не зря же при таком огромном для Белоруссии «минусе» из казны на модернизацию деревообрабатывающих предприятий был выделен миллиард с лишним долларов.
Есть убыточные предприятия и в Гомеле. В январе-феврале нынешнего года промышленные заводы города потеряли 80 миллионов рублей, хотя за аналогичный период прошлого года они заработали 155 миллионов рублей.
Один из только производитель комбайнов легендарный «Гомсельмаш».потерял без малого 31 миллионов рублей. Всему виной – падения спроса. В общем, пальцев рук не хватит, чтобы перечислить все ведущие белорусские предприятия, которые, если и не терпят пока бедствие, но находятся слишком близко к опасным рифам.
Вряд ли что-то новое скажут аналитики, утверждая, что предприятия, постоянно «сосущие» деньги из бюджета, наносят урон и всей экономике страны, и каждому из налогоплательщиков. Выходит, каждый простой белорус должен содержать такие заводы. Причем, долго, давно.
Хотя пути работы с такими предприятиями понятны и известны. Их надо либо перепрофилировать,либо реструктуризировать, либо просто закрыть.
И вот здесь, как считают эксперты, на первый план выходит политика. Оставшиеся без работы тысячи заводчан станут противниками лукашенко. Они же, имея работу и зарплату, идут голосовать за «батьку». За эти голоса лидер страны доплачивает им из национального бюджета. Фактически это так и выглядит.
Да, во многом экономику Белоруссии подкосил коронавирус и последовавший за ним кризис. Но предприятия страны и без того были не в лучшем состоянии. Многие существовали и существуют лишь благодаря подпитке из бюджета. Пандемия лишь обнажила проблемы белорусской экономики, показав, что нынешний путь губителен.
Но этот путь выгоден нынешней власти. Значит, в тупик они продолжать двигаться вместе. Пока люди в стране не поймут, что президентский пост – это выборная сменная должность, а не… вечный трон.