Москва
3 января ‘25
Пятница

Станет ли Казахстан второй Прибалтикой по отношению к русским

Не так давно президент Казахстана Токаев заявил, что в стране нет понятия «национальные меньшинства». Однако, здесь все сильней звучат антирусские призывы.

По мнению политологов, Казахстан был и останется надежным партнером России. Тем не менее, здесь все громче слышны призывы к ограничению в стране русского языка.

А где язык, там и вообще отношение ко всему русскому. Ведь зачем-то власти приняли еще в 2014 году поправки в уголовный кодекс, в соответствии с которыми была введена ответственность граждан за участие в иностранных военных конфликтах, как в качестве наемника, так и в качестве добровольца.

Едва ли это было сделано случайно. Как раз в 2014 году вспыхнула война в Донбассе, и многие граждане с постсоветского пространства поехали в регион добровольцами - помогать русскоязычному населению непризнанных республик защищаться от киевских националистов. Значит, не хочет Казахстан помогать русским в Донбассе?

Кстати, прецедент преследования добровольцев в стране уже создан. Житель Казахстана Евгений Щербак воевал в ДНР, а потом приехал ждить в Россию. Но Казахстан завел на него уголовное дело и потребовал от России выдачи «преступника».

Не сразу, с некоторыми трудностями, но Москва Щербака выдала. При этом Щербак просил в России временное убежище и статус беженца. Но власти РФ ему отказали, а его опасения за свою жизнь и здоровье российский суд счел необоснованными.

Что касается других признаков антирусских настроений, можно отметить, что не так давно группа неких активистов потребовала от президента Касыма-Жомарта Токаева лишить русский язык статуса языка межнационального общения. Казахский язык должен быть в стране главным и единственным.

Кстати, и сам Токаев заявлял, что так и должно быть. Хотя не столь радикально, как те активисты. Глава государства считает, русский язык в стране необходимо сохранить. Только вот в каком качестве, в каком статусе? И каково будет жителям, среди которых 30% населения владеют местным языком, а вот на русском общаются 90% граждан страны.

Вообще, все эти веяния по отношению к русскому языку очень смахивают на то, что сейчас творится в странах Прибалтики. Там тоже ведь после распада Советского союза взяли не за экономику, а за политику. А выражалась она в разжигании ненависти ко всему русскому.

Постепенно русский язык исчезал из всех атрибутов жизни Литвы, Латвии и Эстонии. А чтобы показать «пришлым» их место, в той же Латвии русскоязычные жители получили статус неграждан. И ерунда, что эти «пришлые» живут здесь многие поколения.

Конечно, нельзя сравнивать антирусские настроения в Прибалтике и Казахстане. Но ведь если создать прецедент в отношении языка, дальше махину уже будет не остановить. Наверняка Токаев это понимает, раз заявил об отсутствии в стране «национальных меньшинств».

В Казахстане по-прежнему отмечают День Победы, чествуют ветеранов войны, а не предателей и приспешников нацистов, как в Прибалтике. И по-прежнему считают россию другом и надежным партнером во всех сферах. Пускай так будет и дальше. Иначе можно скатиться туда, откуда выхода уже нет.

Туда, где будет евро и учения НАТО. И сказки о том, как здорово жить в Евросоюзе и дружить с Америкой. Как пример, все те же прибалтийские страны. Посмотрите, как там люди живут. Там очень многое по-европейски. Например, цены в магазинах. А зарплаты по-прежнему местные. Это если у кого еще работа есть.

Многие прибалты уже разочаровались в этих сказках. Не зря же белорусские пограничники все чаще ловят людей, которые бегут оттуда в… Россию. Ту самую Россию, которая в Прибалтике враг номер один.

Наверное, Казахстану не стоит повторять ошибки Литвы, Латвии и Эстонии, которые де-факто уже давно потеряли самостоятельность, полностью прогнувшись под Запад. Даст Евросоюз денежек, проживет еще какое-то время. Не даст, перед США хвостом покрутим, поругаем Россию, глядишь - долларов пришлют.  Нужен ли Казахстану такой путь? Наверное, не нужен…

Полная версия