Когда и как упавший рубль поднимет цены на автомобили
То, что нефтяной кризис, ударивший по национальной валюте, рано или поздно сделает нашу жизнь дороже, сегодня уже почти никто не сомневается.
Коронавирус и нефтяной кризис организовал для российской национальной валюты очередное крутое «пике». Одни россияне с самого начала принялись скупать продукты и предметы быта, боясь нового повышения цен, а другие задумались о покупке нового авто, предполагая, что вскоре они станут дороже.
О том, что, как и когда может подорожать в российских автосалонах, рассказал аналитик группы ФИНАМ Алексей Коренев.По мнению специалиста, речь идет не только о возможном подорожании автомобилей из-за рубежа, но всего сегмента импортных товаров и услуг.
Что же касается автопрома, то иномарки, поступающие в РФ уже в сборке, подорожают. Здесь нужно учитывать не только нынешний кризис, но и стремление автомобилей дорожать год из года, а также 4-процентную инфляцию в РФ.
Авто, которые имеют иностранное происхождение, но собираются на российских заводах, тоже буду дорожать, тогда как в них высока доля импортных деталей, которые приобретаются не за рубли. Среди таких «русских иномарок» какого общего подорожания не будет.
Многое зависит, в том числе, и от локации, и от спроса. Цены на одни авто могут подскочить на 5%, стоимость других – на 7%, ценник на третьи подскочит на 10%. Но это, наверное, максимум.
При этом специалист предупреждает, что мгновенного, параллельного с кризисом подорожания вряд ли стоит ожидать. А крупных производителей есть большой запас прочности – деталей, расходных материалов и т.д., чтобы достаточно длительное время производить и продавать машины по старым ценам.
Производители отечественных авто – ВАЗ и УАЗ – обещают цены не поднимать, поскольку не зависят от иностранных поставок комплектующих. Но «подводные камни» существуют и здесь. Многие отечественные компоненты собираются с использованием импортных материалов, и лишь потом собираются на наших заводах.
Поэтому те же ВАЗ и УАЗ вскоре рискуют начать получать эти компоненты по более высоким ценам. И, вполне вероятно, им придется закладывать новые цифры в свои затраты на производство автомобилей.
Другой «подводный камень» - оборудование. Практически все оно импортное. Покупается и обслуживается за валюту. По этой причине эксперт прогнозирует повышение цен и на отечественные автомобили – от 6% до 15% при самом пессимистичном варианте.
Но многое здесь зависит и от того, в какую сторону будет дальше двигаться кризис – на уменьшение или на усиление. Многое зависит и о ЦБ Минфина РФ и их работы по удерживанию курса рубля.
Если ситуация с нефтью ухудшится еще больше, рубль вполне может улететь под 90 рэ. При таких раскладах общее подорожание на автомобильном рынке может достигнуть 20%. Если же ЦБ сумеет удержать рубль в районе плюс-минус 70 рублей за доллар, автомобили вряд ли подорожают больше, чем на 10%. А «Лады» и УАЗ еще меньше.
Изменение цен зависит и от спроса на них. В период кризиса население беднеет или просто боится тратить деньги. С учетом того, что в целом в мире падение спроса на атво продолжается уже последние шесть лет, и, скорее всего, продолжит ту же тенденцию и в этом году, производители могут поджать ремни и продавать свою продукцию с меньшей, чем обычно прибылью.
Тогда у автомобильных брэндов будет шанс на относительно массовый спрос. Ведь производителей в первую очередь интересуют продажи эконом-сегмента. Человек, который захотел приобрести себе Бентли, купит его, даже если тот подорожает вдвое. Денег у него достаточно.
Люди, которые могут позволить себе машины до миллиона рублей, ну, может, чуть дороже, вряд ли захотят тратиться, если машина, которую они присмотрели, подорожала тысяч на сто.
В любом случае, эксперт не советует совершать покупки на эмоциях. Он напомнил, как в кризисном декабре 2014 года люди бежали в магазины и покупали себе по десять телевизоров, поскольку услышали, что все подорожает, да еще и станет дефицитом.
Тогда и в самом деле и цены поползли вверх и полки опустели. Многие тогда бросились и доллары скупать по 75 рублей. А потом и рубль стабилизировался, и цены ушли вниз, и полки снова товарами заполнились.
Что касается автомобилей, цены на них будут расти постепенно. Машина в автосалоне не может подорожать на треть уже на следующий день. Тем более, что на российский рынок в ближайшей перспективе возвращаются бюджетные Шевроле, собранные в Узбекистане. Специалисты уже сейчас прогнозируют им хороший спрос в российских регионах, где живут бедней, чем в столицах, и счастливы, если им платят зарплату в 30 тысяч в месяц.
Подводя итог, эксперт призывает не поддаваться панике. Даже при общем подорожании кто-то поднимет ценник меньше, чем другие производители. То есть, в любом случае выбор будет и можно поискать себе машинку по карману.
Дилеры ведь тоже все понимают и рады привлечь покупателей в свои автосалоны, в том числе, и при помощи искусственного сдерживания цен. Так что, те, кому нужен автомобиль, в любом случае не останутся… пешеходами. Даже в эпоху кризиса.