Москва
8 января ‘25
Среда

Как психологическое оружие Красной армии сводило немецких солдат с ума

Психологические приемы использовались еще в древних войнах. Великая отечественная не стала исключением, и стороны активны «зомбировали» друг друга.

Что решает ход войны? Танки, пушки, умелое командование и быстрое нападение. Это да. Но и недооценивать психологические приемы во время военных действий тоже не стоит. В ходе Великой отечественной войны им пользовались не только немцы, но и советские бойцы. Причем, выглядело это не только эффектно, но и эффективно.

Обе воюющие стороны применяли как классические приемы обработки, так и весьма оригинальные. К классическим можно отнести музыкальное сопровождение. Например, когда в битве за Сталинград Красная армия уже одерживала вверх, многих немцев заставляли сдаваться не только при помощи артобстрелов, но и музыки.

Обессленные, голодные и замерзшие немецкие солдаты вдруг начинали слышать в своих окопах раздающиеся из советских репродукторов довоенные немецкие мелодии и песни. А потом в дело вступал диктор, который говорил, что у немцев есть шанс вернуться домой живыми в случае сдачи в плен. Ностальгия от старых мелодий и желание вновь когда-нибудь увидеть свои семьи часто толкали гитлеровцев выбрасывать над своими позициями белый флаг.

Там, где немцы сдаваться не хотели. Применялся совсем другой «фон». Его на себе испытали солдаты вермахта, которые выжили в битве под тем же Сталинградом. В полной тишине со стороны советских позиций вдруг начинался громкий отсчет метронома.

После семи ударов зловещий голос многократно повторял одно и то же: «каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат, следующим может стать кто-то из вас». Немцы, которые после войны все-таки возвратятся домой, говорили, что этот звук метронома потом снился им еще долгие годы.

Иногда советские бойцы брали немцев на испуг по причине безвыходной ситуации. Например, при обороне Одессы работники местного машзавода обшили броней гусеничные тракторы и ночью выпустили в сторону позиций немцев, включив при этом сирены и все фары.

Неприятель, который готовился к атаке, и не предполагавший, что у русских есть столько танков, оказался в великой панике. Конечно, та победа была локальной. Но и она говорит о том, насколько хитры на выдумки были советские люди. А еще самоотверженны и готовы идти на верную гибель ради победы над врагом.

Например, в ноябре 1941 года, в битве под Москвой Красная армия применяла тактику наступления так называемой «монгольской конницы». Это когда огромное количество кавалеристов плотными рядами с криками «ура» летят на врага.

Конницу косили огнем из пулеметов, накрывают артиллерией. Поэтому, кажется, что у всадников не никаких шансов добраться до неприятельских позиций. Однако, ряды погибших быстро пополняют дополнительные отряды всадников.

И у немцев по мере приближения красной кавалерии создавалось впечатление о том, что этих лихачей не берет ни пуля, ни снаряд. В немецких окопах начиналась паника, солдаты бросали оружие и технику, и в спешке покидали позиции еще до того, как кавалерия обрушится на них.

Советские агитаторы на войне использовали и такой деморализующий фактор, как листовки, газеты и другую печатную продукцию, которая активно сбрасывалась с самолетов на позиции гитлеровцев. Порой такая «бомбардировка» оказывалась не менее убедительной, чем сбрасывание бомб.

А уж когда в советский плен стали попадать высокопоставленные немецкие офицеры, которых тоже стали использовать для пропаганды, лучшего убеждения о сдаче немцев в плен трудно было себе представить.

Самый известный из плененных гитлеровцев - фельдмаршал Фридрих Паулюс. Кроме него в советский плен попали и другие большие чины вермахта. И некоторые из них оказались довольно активными пропагандистами, которые убеждали своих земляков в бесполезности войны и призывали сложить оружие.

Например, попавший в плен генерал-лейтенант Винценц Мюллер почти каждый день выходил в радиоэфир, и таким образом спас от верной гибели тысячи немецких солдат.

Полная версия