Ненавидел негодяев, которых играл: трагедия актера Александра Январева
Этот артист мечтал о светлых ролях, но практически всю жизнь играл бандитов. Он не любил зло, но на экранах воплощал его самозабвенно и талантливо.
Увы, сегодня далеко не все любители советского кино вспомнят этого замечательного артиста. Хотя фильмы «Два билета на дневной сеанс», «Шестое июля» и «Обратной дороги нет» в свое время были очень даже на слуху. А роли в этих картинах считаются для Январева одними из самых заметных.
Если перебрать фильмографию этого артиста, можно увидеть, что играл он в основном всяких подлецов. Хотя те, кто был с ним знаком близко, знали, что мечтал он играть настоящих героев, спасающих этот грешный мир от зла. Но после того, как однажды он удачно сыграл злодея, режиссеры видели его только в роли отрицательного героя.
Поход за славой для Александра Январева начался в 1958 году, когда он поступил во ВГИК. А впервые на экранах он появился, еще будучи студентом. Январев исполнил роль бригадира бетонщиков Костю Ищенко в картине «Время, вперед!». Фильм был чисто советский, можно даже сказать, несколько пропагандистский. И оказался не слишком заметным. Но зато это был бесценный опыт для начинающего актера.
Правда, настоящую славу ему принесла не роль работяги, а роль бандита. В детективной киноленте «Два билета на дневной сеанс» Январев настолько жизненно сыграл уголовного элемента Егора Сиротина, что клеймо звезды отрицательных ролей прочно приклеилось к нему. Теперь режиссеры наперебой предлагали ему исключительно роли «плохих парней».
Здесь не стоит, пожалуй, кривить душой. У артиста настолько правдоподобно получалось играть разных негодяев, что многие зрители искренне верили, что Январев и в жизни такой же, как его герои. Один только вредный и подлый эсер Попов из фильма «Шестое июля» чего стоит.
Но наверняка актер так же талантливо сыграл бы и положительных героев. Он был профессионалом с большой буквы, и всегда выполнял свою работу на сто процентов. Даже в тех случаях, когда он всей душей ненавидел образы, которые воплощал на экране. Другое дело, что отрицательных ролей было, хоть отбавляй. А героев играть режиссеры почему-то доверяли играть другим артистам. Кому угодно, только не Январеву.
В лучшем случае актеру могли предложить роли, если уж и не совсем злодеев, то, как минимум, весьма неоднозначных героев. Например, в военной драме «Обратной дороги нет» Январев предстал в образе партизана Егора Гонта, который кровью искупает свой грех перед Родиной и товарищами.
Да и такие образы были редки для артиста. Чаще ему поручали то, что, как считали режиссеры, у него получалось лучше всего. Нужно сыграть бандита? Ищите Январева. Нужно предстать в образе браконьера, хулигана? Поручите это Январеву. Никто не берется сыграть законченного подлеца? Позвоните Январеву, он не откажется.
Сам актер, видимо, уже привык к тому, что ему суждено играть только «плохих парней». Но даже среди таких злодеев есть уже совсем те, образ которых примеривать на себя не захочет ни один актер. Даже никогда никому не отказывавший Александр Январев.
Хотя как раз наступила эпоха, когда, бывало, даже весьма именитые артисты радовались любой, даже самой никудышной роли. А все потому, что работы почти не было, а искусство оказалось на дне. Речь, конечно же, идет о лихих девяностых.
В эти годы Январев тоже метался, не зная, где применить свой талант. А в итоге был вынужден вообще уйти из профессии. Ибо, и роли ему предлагали какие-то «позорные», да и сами сценарии без тошноты читать было невозможно. Сам актер тогда говорил так: «Одно дело - изображать негодяя в хорошем фильме, а другое - «играть пошлое хулиганство».
Окончательно черта в карьере была подведена в 1993 году, когда Январев в последний раз появился на экране в роле «пахана» в комедии «Наш пострел везде успел».
Потом начался период депрессии, которую актер, как и большинство его коллег, топил в алкоголе. Так, по крайней мере, говорят очевидцы тех событий. Забвение, одиночество, тоска, чувство нереализованности – все это угнетало талантливого человека. Плюс большая нужда. Заработков не было никаких, а пенсию платили грошовую.
Но Александр Январев уже на все махнул рукой, словно смирившись со своей судьбой, и ожидая лишь избавления от своих мучений. Небеса услышали его 11 февраля 2005 года. Сердце артиста просто остановилось. И всего-то ему было шестьдесят четыре…