Москва
25 декабря ‘24
Среда

Новый год под грохот канонады: как отмечали праздник во время Великой Отечественной

Несмотря на бои, голод, блокаду и прочие испытания, люди во время войны отмечали Новый год. Главным новогодним пожеланием была, конечно же, победа.

Что такое Новый год? Светлый праздник, надежда на чудо и исполнение мечты. Даже в суровые военные годы люди с трепетом относились к этому празднику. Кто мог, даже украшал елку - бинтами, ватой и гильзами. А игрушки делали, к примеру, из химических колб и лампочек без цоколя.

Новый год отмечали на передовой и в тылу. Невзирая на опасности, на холод, голод и общую усталость от долгой кровопролитной войны. Наверное, лучше всего об этом празднике во время войны расскажут свидетельства очевидцев.

По воспоминаниям минометчика Александра Шишова, новый, 1942 год он встретил в суровом ночном походе в Курской области. Вечером 31 декабря 1941 года в мороз и метель их отряд вышел в боевой рейд, а днем 1 января 1942 года, пройдя под обстрелом врага десятки километров, оказались уже в окопах на другом рубеже фронта.

Маленькая Римма Власова вспомнила Новый год в блокадном Ленинграде. В холодном промерзшем здании взрослые поставили где-то чудом раздобытую елку и позвали много детей.

Римма до сих пор помнит, как с трудом оживали эти уставшие, испуганные, дистрофичные малыши. Как радовались неожиданным подаркам в виде крохотных стеклянных баночек, внутри которых был кусок хлеба и кружок конской колбасы. Это было настоящим чудом. А потом каждому ребенку еще дали с собой по банке вкусного сладкого желе. В те времена страшного голода - неслыханный подарок.

Григорий Мишин во время войны был подростком. Его семья жила на окраине Сталинграда. Когда там хозяйничали немцы, они жили в подвале. А под самый Новый год их выгнали и оттуда. Мама и четверо детей шли по лесу куда глаза глядят, отчаянно думая о ночлеге.

Уже близилась новогодняя ночь, когда уставшая семья наткнулась на полуразрушенный дом, в котором уже нашла себе убежище пожилая пара. Но старики не только потеснились, дав кров усталым путникам, но и поделились с ними тем, что у них было – подгоревшей кукурузой. Все вместе они сварили ее и съели. Так семья Гриши Мишина встретила новый, 1943 год.

Зенитчик Петр Иволгин, воевавший в Заполярье, вспомнил, как встречали 1944 год. В жгучий 40-градусный мороз вместо елки установили в гильзу от 37-миллиметрового снаряда местную карликовую березу, нарядили дерево обертками от консервов из праздничного «пайка». На верхушку «елочки» водрузили конфету в яркой обертке.

На праздичный стол вывалили, у кого что было при себе. Ну, а чтобы совсем уже праздник по полной программе, соорудили Деда Мороза и Снегурочку из самого популярного в Заполярье «подручного» материала, которого здесь всегда вдоволь. Поняли - из какого? Из снега, конечно.

Бывали и вовсе курьезные случаи. Василий Иванин встретил новый, 1943 год в штрафном батальоне. Стоял 30-градусный мороз и фронтовые сто грамм согреть солдат не могли. Напротив них в окопах мерзли немцы в тонких ботинках.

И тут, не зря же говорят, что голь на выдумки хитра, кто-то из наших придумал вариант обмена. В немецкий окоп швырнули валенок с запиской, где предлагалось обменять теплую обувь на шнапс. Алкоголя у фрицев было в достатке, так что, они с радостью согласились. И вскоре немцы получили валенки, а наши – шнапс, чтобы отметить Новый год.

Но вскоре в окопы пришел офицер, который, увидев, что солдаты обуты в ботинки с обмотками, тут же под страхом расстрела приказал отбить валенки обратно. Солдаты рванули в немецкие окопы и валенки вернули. Да еще и остатки шнапса с собой прихватили вместе с консервами.

А потом несколько дней русские бойцы слушали немецкий репродуктор, который на ломаном русском вещал: «Русские свиньи, верните шнапс!».

Другая история, случившаяся в канун нового, 1942 года, больше похожа на сценарий из приключенческого фильма. Хотя этот сценарий написала сама жизнь.

Советские бойцы охраняли горный хребет на Эльбрусе, держа оборону в гостинице «Приют одиннадцати». В мирные времена здесь часто останавливались альпинисты, в том числе, и из Германии.

Так вот, немцы решили взять этот участок горы штурмом. Буквально за пару часов до наступления Нового года, немецкий капитан Грот вместе с пятнадцатью германскими штурмовиками ворвался в отель, начальник гостиницы Александр Ковалев, державший со своими бойцами оборону, неожиданно приказал прекратить огонь.

Он узнал Грота, который в конце тридцатых не раз приезжал сюда для восхождений. Грот тоже узнал своего русского друга. И тоже велел своим солдатам опустить оружие. И вместо кровопролитного боя русские и немцы вместе отметили Новый год.

В общем, что сказать? Была война. Долгая, жестокая и страшная война. Но даже в такие суровые годы люди не забывали о самом добром празднике на свете - Новом годе. И отмечали его кто как мог.

Полная версия