Непокорный характер, забвение и ранняя смерть: трагическая жизнь актера Юрия Демича
Артист не признавал никаких авторитетов и роли не играл, а проживал. Его любили зрители, но едва он оступился, никто не протянул ему руку помощи.
Юрий Демич был настоящим талантом, его имя гремело в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. «Ни дня без приключений», «Дума о Ковпаке», «Убит при исполнении», «Точка отсчёта», «Россия молодая», «Выйти замуж за капитана», «Прорыв» - эти и другие картины по-настоящему сделали артисту имя.
Он немало снимался в кино, но при этом главным в своей жизни считал театр. Прямой по характеру, он никогда не носил камень за пазухой. Если было что сказать, говорил в глаза, не глядя на имена и звания.
Но его прямолинейность тоже выглядела талантливо, что и заметили преподаватели еще во время учебы Демича актерскому мастерству. Не зря же потом легендарный режиссер Георгий Товстоногов позднее позовет его к себе в театр. А попасть в труппу к такому мэтру дорогого стоило.
Юрий Демич сполна оправдал доверие режиссера, в очень короткие сроки став настоящей звездой сцены. Молодой актер раз за разом срывал аплодисменты зрителей. Его даже начали за глаза называть молодым Олегом Далем. Настолько раздирала его на сцене неуемная энергетика, настолько он переживал свои роли.
Однако, критики отнеслись к молодому дарованию с осторожностью. Слишком прямолинеен, слишком свободолюбив, мог сказать не по тексту, а от себя. И сказать не совсем то, что принято говорить со сцены советского театра.
В общем, чиновники взяли Юрия Демича на «карандаш», а некоторые и вовсе откровенно невзлюбили этого талантливого «вольнодумца». За его творчеством следили в оба глаза, каждая роль в кино, каждый выход на сцену подвергали обсуждению в высоких кабинетах, выискивая какую-нибудь «антисоветчину».
Но примерно до начала восьмидесятых актер очень много работал в театре, и снимался в кино. В это время цензура стала совсем жесткой, репертуар театра проверялся от «корки до корки», режиссеры и уж тем более артисты лишний раз дышать боялись. И только Юрий Демич смело припечатывал со сцены всех и вся. Да так, что даже зрители боялись, что прямо после спектакля актера могут запросто арестовать за антисоветскую пропаганду.
Когда Ленинградский БДТ совсем прижали цензоры, Демич стал больше сниматься в кино. Хотя все равно его душа лежала к театральной сцене. Но проблема была в другом. Все эти потрясения и проблемы сказались на актере.
А брат-артист как обычно переживает навалившуюся депрессию? Правильно. С помощью водочки. Демич как-то незаметно к ней пристрастился, и несколько раз срывал важные репетиции. И по слухам, даже как-то по его вине был сорван спектакль.
Разгневанные коллеги восстали против Демича и потребовали от Товстоногова уволить его из театра. Режиссер не рискнул идти против коллектива, и Демич остался без работы. Да еще и с дурной славой, которая, как известно, разносится быстро.
После этого Демичу была закрыта дорога в любой театр. Артист фактически остался без средств к существованию. Правда, после смерти Товстоногова он попытался восстановиться в некогда родном БДТ. Актер пришел на поклон к новому художественному руководителю театра Кириллу Лаврову, с которым у них всегда были теплые отношения. Демич даже называл Лаврова отцом.
Но по какой-то причине «отец отказал «сыну». Возможно, новый худрук опасался неприятностей, которые может доставить ему талантливый, но очень непредсказуемый актер.
Позже Юрий Демич все-таки сумел устроиться в театр имени Ермолаевой, и последние два года жизни выходил на его сцену. Иногда его по старой памяти звали в кино. Но уже ничего серьезного не предлагали. Прошлая слава давно канула в лету, популярность сошла на нет. Теперь зритель рукоплескал другим талантам.
Юрию Демичу так и не удалось достичь своей прежней популярности. Он неожиданно умер 24 декабря 1990 года прямо во время гастролей. По утверждению экспертов, у него произошел разрыв вен пищевода, вследствие чего открылось сильное кровотечение. Медики не успели помочь. Артисту было лишь сорок два…