Фильм «Дом, в котором я живу», сделал Павла Шальнова известным и популярным. Но мало кто знал, почему артист на вершине славы почти никогда не улыбается.
Павел Шальнов родился в 1926 году в купеческой семье, где царило благополучие и достаток. Но все это очень быстро закончились. Павлу было лишь три годика, когда о болезни умерла мама. А спустя год был арестован и объявлен «врагом народа» отец.
Суд приговорил его к высшей мере, но благодаря его родной сестре Ксении, которая обошла все мыслимые и немыслимые инстанции, и дошла до самого Михаила Калинина, приговоренному к расстрелу заменили казнь на лагерь в Соловках.
У бесстрашной тети Ксении воспитывался и оставшийся без родителей племянник Павел. Лишь когда ему было семь лет, он снова увидел отца. Его родитель был человеком умным и образованным. А стране в те времена очень не хватало грамотных специалистов.
Мужчину перевели из соловецкого лагеря в городок Кемь, и назначили руководить важнейшим планово-экономическим отделом на грандиозном строительстве Беломорканала. И здесь отец выторговал себе встречу с сыном. Тетя Ксения привезла мальчишку родителю, и Павел остался там жить.
Условия были, конечно, еще те. Холодный, насквозь продуваемый барак, вечный конвой, работа от рассвета до заката. Но зато сын с отцом были вместе, и это были очень важные годы в жизни будущего артиста.
Правда, спустя четыре года оно закончилось. Отец тяжело заболел и умер. А слегка повзрослевший и возмужавший Павел вернулся в дом к тете Ксении. С ней мальчик рос, пережив войну, а после Победы начал приносить в дом первые деньги. Учился в «вечерке» и одновременно трудился на заводе.
Получив школьный аттестат, Павел поступил сразу в два высших учебных заведения: Бауманский институт и ГИТИС. И целый год успевал учиться и ам и там. Но когда пришла пора выбирать что-то одно, остановился на карьере артиста.
Учебу в ГИТИСе актер будет потом вспоминать с доброй ностальгией. Хотя послевоенное время было невероятно тяжелым для страны. Голодали, спали в холодных общаговских комнатах, на занятиях дули на ладони, пытаясь согреться.
Павел Шальнов из одежды имел лишь одну гимнастерку и одни кризовые сапоги. Даже на уроки танцев он приходил в них. Денег для покупки бальных тапочек у него не было. И когда преподаватель в очередной раз сделал ему замечание за ненадлежащий вид, студент пошел на хитрость. Всеми правдами и неправдами добыл себе обувь – белые тапочки из похоронного бюро. Правда, как выяснилось, эта обувь не была предназначена для ходьбы, и уж тем более для танцев. Тапки развалились на первом же занятии.
В 1952 году Павел Шальнов окончил ГИТИС и был принят в Московский драматический Театр им. М.Н.Ермоловой. Здесь он служил без малого два десятилетия. Лишь в начале семидесятых Шальнов перейдет в Москонцерт.С сольными программами артист объездил всю страну, одновременно снимаясь в кино.
Возможно, не так часто, как ему мечталось. Но некоторые работы артиста были достаточно заметными. Например, умение смешно вертеть животом подарило ему роль в фильме «Сказка о царе Салтане» режиссера Александра Птушко. В этой картине Шальнов умопомрачительно сыграл дьяка.
Так же среди его фильмографии можно отметить такие картины, как «»Дом, в котором я живу», «Трудное счастье», «Когда деревья были большими», «Високосный год», «Георгиевский кавалер» и ряд других.
Павел Шальнов всегда, даже в советские времена был глубоко верующим человеком. Он сидел на обязательных партсобраниях, а потом шёл в храм. Лишь самые близкие знали, какой грех он пытается вымолить у бога.
Когда-то, давным давно, еще будучи студентом, Павел женился на своей однокласснице Софье Павловой. А потом влюбился в актрису Иветту Киселеву, и бросил супругу беременной. Софья от отчаяния пыталась сама избавиться от ребенка, туго перевязав себе живот. То, что задумала, получилось. Но зато Павлова навсегда лишила себя в будущем возможности стать матерью.
Это предательство Шальнова сказалось и на нем. И он тоже, несмотря на все свои романы и увлечения, так и не сумел стать отцом. Артист прожил много лет, дожив до 85 лет. И умер в начале марта 2012 года в полном одиночестве.