Судьба героя нашей истории очень схожа с делом «Гастронома №1». Его директор Юрий Соколов тоже был удачливым руководителем, а потом его поставили к стенке.
Его жизнь можно разделить на три этапа: герой войны, удачливый руководитель и преступник, фактически враг государства, достойный расстрела.
Мхитар Амбарцумян попал на поле брани Великой Отечественной в 1942-м. Прошел все горнило боев, четыре раза лежал в госпитале с ранениями, дошел до Берлина и штурмовал Рейхстаг. На параде Победы в 1945 году был в числе двухсот бойцов, бросивших немецкие штандарты к подножию Мавзолея.
С войны Мхитар вернулся с полной грудью наград, и начал привыкать к мирной жизни. Его восхождение по партийной и особенно хозяйственной линии началось с начале шестидесятых. Способного армянина заметили, и в 1964-м назначили директором одной из самых больших плодоовощных баз СССР – Дзержинской.
Вот где Амбарцумян показала себя во всей красе. Он сумел найти подход ко всем, начиная от простых грузчиков и заканчивая поставщиками, которые за определенную мзду возили ему только качественную продукцию.
Понятно, что взятки процветали повсюду. Давали Амбарцумяну за быстрый отпуск товара и за качество. Давал он тем, кто стоял над ним. По слухам, система взяток при Амбарцумяне уходила чуть ли не в Кремль.
Но основным заработком предприимчивого директора было все-таки другое. Амбарцумян направлял в магазины качественный товар, указывая в документах, что 10% его – это некондиция. Эту часть товара списывали, денег за нее якобы не получали, хотя на самом деле продавали все.
Постепенно Амбарцумян превратился в одного из самых влиятельных людей Москвы. И чувствовал себя вполне спокойно под «крышей» больших чиновников. Но вот к власти пришел Юрий Андропов, и началась самая настоящая война с так называемой «торговой мафией». Первым арестовали Юрия Соколова, директора знаменитого московского гастронома № 1, который все по старинке называли «Елисеевским».
Понятно, что Амбарцумяна взяли не сразу. За ним долго следили, фиксируя все, что потом будет использовано обвинением против него. Так что, когда за ним и его ближайшими помощниками пришли «люди в штатском», фактуры о противоправных действиях было уже «вагон и тележка».
Суд, состоявшийся в 1985 году, приговорил всех подсудимых к длительным срокам лишения свободы от 12 до 15 лет колонии строгого режима. И большинство из осужденных, несмотря на видимую жесткость приговора, считали, что еще легко отделались. Потому как Мхитару Амбарцумяну не повезло даже попасть в тюрьму.
Да, он был организатор и руководитель преступной группы, которая украла у государства огромные деньги. И это, без сомнения, статья в те времена расстрельная.
Но в деле Амбарцумяна было множество смягчающих обстоятельств, которые могли сохранить ему жизнь. Во-первых, он одним из первых написал чистосердечное признание. Во-вторых, искренне раскаялся в своих грехах, и добровольно сдал все свои припрятанные богатства, которые, кстати, сыщики могли и не найти.
В-третьих, он как-никак герой войны и орденоносец. Ну, и, в-четвертых, суд над Амбарцумяном проходил в год 40-летия Победы над фашистской Германией. А к подобным датам в СССР всегда приурочивали различного рода амнистии и смягчения приговоров.
Но с Амбарцумяном все было ровно наоборот. Его лишили всех званий и наград, а в СИЗО запретили свидания и даже переписку с близкими. Такую полную изоляцию Амбарцумяна исследователи связывают ни чем иным, как с желанием «замазанных» в отношениях с подозреваемым высоких чинов обезопасить себя.
Вдруг бывший директор овощной базы попытается через родственников обратиться к кому-то из них за помощью? А «соколы» Андропова будут тут как тут.
Кстати, и тот факт, что Амбарцумяна приговорили к высшей мере, тоже связывают с желанием больших партийных боссов раз и навсегда заткнуть тому рот. Слишком много он знал. И здесь наблюдается паралель с делом директора «Елиссеевского» Юрия Соколова, которого тоже расстреляли.
Хотя ряд историков назначение высшей меры и Соколову и Амбарцумяну связывает с особой ненавистью Юрия Андропова к расхитителям социалистической собственности.
Тем не менее, приговор Мхитару Амбарцумяну привели в исполнение в 1987 году, когда Андропова уже не было в живых. У власти стояли совсем другие люди, страной правил молодой Михаил Горбачев, а в СССР уже объявили гласность и перестройку.
Однако, горбачевская «оттепель» так и не спасла жизнь бывшему «овощному королю» столицы. А все потому, как считают исследователи, что несмотря на изменения в руководстве страны, за спиной Горбачева маячили и те, кто в начале восьмидесятых мог сам оказаться на месте несчастного Амбарцумяна.
Поэтому ни одна из апелляций осужденного не была удовлетворена. После расстрела «овощного короля» многие в Кремле вздохнули с облегчением…