Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

История за кадром: неизвестные факты о комедии «Джентльмены удачи»

Эта комедия уже на протяжении десятков лет остается популярной. Однако, как выясняется, многое из того, что осталось за кадром, даже сегодня способно удивить.

Все знают, что фильм снимал режиссер Георгий Данелия. Но это только кажется, что знают. На самом деле ленту снимал Александр Серый, а Данелия был соавтором сценария и худруком ленты.

Кстати, сценарий переписывался не раз, и в первом варианте были персонажи модника и многоженца, которые предназначались Андрею Миронову и Юрию Никулину.

Еще в ленте мог появиться фальшивомонетчик в лице актера Ролана Быкова. Но чиновники эту идею не одобрили. В конце концов, главным героем стал директор детсада, а его антагонистом - бандит по кличке Доцент, которых сыграл Евгений Леонов.

В в фильме много говорят по «фене», но привлекать для этого «специалистов» не пришлось. Режиссер сам в свое время отсидел четыре года в колонии, так что, он владел тюремным сленгом вполне профессионально.

На зону судьба забросила Александра Серого по молодости. Пришел к подружке в гости, а там уже другой ухажер сидит. Ну, и Александр дал ему по голове… молотком.

Беднягу спасли, но ревнивец загремел в колонию на шесть лет. Вышел через четыре года по УДО, но начинать карьеру заново с такой биографией в ту пору было нереально. Хорошо хоть, его друг Данелия поручился за Александра. И тому дали шанс.

Есть еще один любопытный факт. Цензоры поневоле поучаствовали в написании сценария. Они обратили внимание на слишком большое количество воровских слов, и предложили их чем-то заменить. Так в результате споров родились ругательства, облаченные в более мирные слова: «Редиска», «морковка», «пасть порву, моргалы выколю, рога поотшибаю!».

Случались курьезы уже и во время съемок. К примеру, Савелий Крамаров страдал клаустрофобией и не желал лезть в бак с цементом. Тогда, чтобы скрыть отсутствие одного актера, вместо него в кадр поставили… верблюда.

Другая звезда фильма, Евгений Леонов подхватил вшей, погладив ослика. И когда по сценарию он должен был лезть на верблюда, Леонов отказался. Сказал, что он и так весь «завшивел». Пришлось актера садить на шею дрессировщику, чтобы снять его с нужного ракурса. А Леонов после этого случая еще долго сторонился любых животных.

Кстати, когда позже его спрашивали, как ему так здорово удалось вжиться в роль вора-рецидивиста Доцента, он отвечал: «Подглядывал в замочную скважину». Все думали, он шутит. Но это оказалось правдой. Чтобы посмотреть, как живут зеки, Леонова подводили к двери камеры настоящей тюрьмы, и он подолгу подглядывал в замочную скважину, перенимая их привычки, жесты и афоризмы.

Тюремные эпизоды, между прочим, для правдоподобия снимали в настоящей тюрьме в Самаркандской колонии строгого режима. Актёров всё время сопровождала милиция.

Иногда на съёмках было очень опасно. В одних случаях это был форс-мажор, в других - халатность съемочной группы. К примеру в сцене с горящим домом операторы так увлеклись работой, что чуть не оказались погребены под завалами дома. Оттащили в последний момент.

Некоторые происшествия не совсем сочетают с жанром комедии, которая снималась. В разгар съемок Александру Серому поставили диагноз: лейкемия. Болезнь развивалась, режиссеру становилось трудно работать. И Данелии приходилось многое делать за него.

А еще помните сцену, где главные герои растираются снегом? Так вот, Леонов, Вицин и Крамаров отказались раздеваться в минус семнадцать. В трусах на мороз выскочил только Раднэр Муратов, игравший Василия Алибабаевича. Просто он прибыл на съемки позже, и про заговор ничего не знал. Пришлось и заговорщикам раздеваться тоже.

За это Крамаров отомстил Муратову, вне сценария растерев его снегом. А Вицин, поддержав шутку, устроил самому Крамарову «снежный душ». Камера в этот момент работала. И все это снялось. А потом так и осталось в фильме.

Кстати, у уже снятого фильма могла быть печальная судьба. Цензура не пропустила его в прокат из-за слишком большого количества криминальных личностей. Однако, когда черновой вариант картины посмотрел Леонид Брежнев, он дал ему «зеленый свет».

«Джентльмены удачи» стали лидером советского кинопроката 1972 года. И даже сейчас, спустя почти полвека, этот фильм входит в обязательное новогоднее «меню» многих телеканалов.

Полная версия