Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Нищая жизнь и страшная смерть: судьба человека, водрузившего Знамя Победы над Рейхстагом

Михаил Егоров вместе с Мелитоном Кантарией стали героями, которые водрузили Знамая Победы над Рейхстагом. Но судьба Егорова оказалась трагической.

1 мая 1945 года Сержант Красной Армии, Михаил Алексеевич Егоров, вместе с младшим сержантом Мелитоном Кантарией залезли на крышу еще огрызавшегося огнем Рейхстага, и водрузили над ним Знамя Победы.

После этого два обычных солдата стали героями, известными всей стране. Здесь стоит сказать, что в те времена власти часто искусственно создавали образы героев, чтобы советским людям было на кого равняться. Это не умаляет совершенных подвигов, однако, многих героев такая слава сгубила.

Не лучшую службу она сыграла и с Михаилом Егоровым. Все началось с того, что после окончания войны Кантарию с Егоровым домой никто отпускать не собирался. Целых два года их еще возили по всей стране, организовывая выступления и рассказы о совершенном подвиге.

А что такое подобные мероприятия? Это официальная часть и, как водится, неофициальная. Стол, банкет, алкоголь. Много алкоголя. С героями каждый норовил выпить. А так как застолье обычно устраивалось для избранных, далеко не каждому, кто лез с рюмкой и тостом, откажешь.

В общем, домой, в родную Рудню в Смоленской области Михаил Егоров вернулся лишь спустя два года после войны. Вернулся со звездой Героя Советского союза на груди и… алкогольной зависимостью.

Нет, ни в коем случае не говорим о великом герое, как о безнадежном пьянице. При любых раскладах так нельзя говорить о таких людях. Но, как бы это не скрывали официальные источники тех лет и умалчивали родственники, проблема эта у Михаила Егорова была.

Тем не менее, для власти он был прежде всего герой. Поэтому нельзя было допустить, чтобы человек, водрузивший Знамя Победы над рейхстагом, работал в родном колхозе конюхом, плотником или простым трактористом.

Егорова, простого, в общем-то, парня, чуть ли не силком погнали в партшколу, а после ее окончания принялись активно продвигать его по карьерной лестнице. Конечно, отсутствие профессионального образования не давало Егорову возможности сделать действительно громкую карьеру. Но и завторгом крупного магазина, потом директор крупного скотоводческого комплекса, и, наконец, председатель колхоза в те времена тоже были весьма серьезными должностями.

Правда, как поговаривают, руководить целым колхозом у героя войны не очень получалось. Но и здесь его топить власти не стали. Просто помогли перебраться с семьей в город, где он устроился снабженцем на консервный завод.

Но, несмотря на отсутствие образования, Михаил Егоров оставался добрым и отзывчивым человеком. Занимая неплохие посты, он никогда не забывал о своих земляках. Ходил по кабинетам, выпрашивал для селян какие-то преференции.

Например, при его содействии в родном селе Егорова был построен Дворец культуры, и а еще он выбил автобус, чтобы людям не ходить по несколько километров до ближайшей остановке на трассе.

Но помогая другим, для себя герой не просил ничего. Жил очень и очень бедно, в старой деревянной развалюхе с удобствами на улице. И никогда не жаловался. Лишь в самом конце шестидесятых герою выделили дом, в котором было и центральное отопление, и ванна и даже телефон.

И именно тогда, спустя почти четверть века после окончания войны Михаилу Егорову была назначена персональная пенсия, которая позволила его семье вздохнуть немного свободней в материальном плане.

Но все равно человек всю свою жизнь оставался бессребреником. Даже когда на двадцатилетие Победы Никита Хрущева пригласил его в Кремль и во время беседы спросил, о чем герой мечтает, Егоров ответил: «Мотоцикл «Урал». Хотя мог попросить все, что угодно.

Как-то к нему приехал погостить фронтовой друг Мелитон Кантария, и был поражен той бедностью, в которой живет Егоров. А тот даже этого и не замечал. Жил для других, крохобором никогда не был.

Но, как говорят, во многом его доброта оказалась для него же и губительна. Он каждому старался помочь, а его каждый старался отблагодарить. Накрывал стол, и угощал. Понятно, что везде и всюду была водка. Даже его родные спустя годы, пусть и неохотно, но признавались. Да, Михаил Егоров пил крепко. И эта привычка, в конце концов, свела его на тот свет. Страшно и нелепо.

20 июня 1975 года он «отдыхал» в одной компании. Когда водка закончилась, все, включая героя, были сильно пьяными. Но захотелось добавки. Собутыльники уговорили Егорова съездить в ближайший поселок, где можно было купить алкоголь. Михаил сел в подаренную ему в честь тридцатилетия Победы «Волгу», и отправился в путь. И на ближайшем повороте столкнулся тяжелым грузовиком.

Когда скорая добралась на проселок спустя долгих сорок минут, Егоров еще был жив. И все-таки полученные им травмы не позволили медикам спасти героя.Герой войны похоронен у крепостной городской стены Смоленска, с воинскими почестями. Первым проститься с другом приехал из Грузии Мелитон Кантария...

Полная версия