Биографию первого космонавта изучали с младших классов школы, и, казалось, в ней нет ни одного белого пятна. Но это оказалось не совсем так.
Герой должен быть идеальным
Понятное, что советского героя максимально идеализировали. Идеологическая машина в СССР работала четко, без перебоев. В более поздние годы биографии многих знаменитых людей прошлого были переписаны заново, и многие из тех, чьими именами называли школы, районы и целые города, предстали перед нами совсем в ином облике.
Нашлись и в биографии Гагарина моменты, о которых детям не рассказывали в школе. И хотя они никак не очерняют светлую память первого космонавта, поговорить о них будет любопытно. Как минимум, они показывают, что Юрий Гагарин был не только идолом страны советов, но и простым живым человеком со своими слабостями и «грешками».
Попало за то, что был слишком правильным
В 1955 году Юрий Гагарин стал курсантом Оренбургского авиационного училища, где быстро прослыл правдолюбцем и человеком, которому больше всех было надо. Будущий покоритель космоса был очень требователен прежде всего к себе, но и другим спуску не давал.
Уже будучи помощником комвзвода, он добивался максимальной дисциплины от подчиненных, которые были и его же сокурсниками. И однажды у парней лопнуло терпение.
Гагарина подловили после отбоя и устроили ему «темную», после чего пострадавший на месяц отправился на больничную койку. Но, как поговаривали, даже вернувшись в училище, так и остался таким же «занудой».
«Метр с кепкой» чуть не стал роковым
По слухам, учился будущий космонавт хорошо, но на практике получалось у него не все. К примеру, ему никак не удавалось совершить правильную посадку после учебного полета. А все потому, что при росте в метр шестьдесят пять у него при приземлении искажался угол обзора. Вот он сажал самолет с горем пополам.
Руководство училища встало в штыки – ну, какой из него получится летчик? Но нашлись и те преподаватели, которые встали на его защиту. В результате Гагарину дали последний шанс, и он посадил самолет идеально.
А все потому, что голь оказалась хитра на выдумки. Ему утолщили подкладку сиденья в кабине, и оно стало выше. Как раз, чтобы все было видно. В общем, курсант Гагарин продолжил учебу.
Надпись «СССР» на шлеме Гагарина делали наспех
О том, что на шлеме человека, который отправляется в космос, должна быть надпись с указанием страны, почему-то вспомнили в самый последний момент, когда уже готовились везти Гагарина на космодром.
Поэтому рисовали надпись на шлеме наспех, от руки и даже не снимая шлема на уже полностью одетом в скафандр космонавте. Плохо ли получилось, хорошо ли, а аббревиатура «СССР» все-таки в космосе появилась. И ее увидел весь мир.
Срочный ремонт перед стартом
Уже перед самым полетом корабля «Воток-1», когда спецы проверяли работу механизмов, не сработал датчик герметичности люка. Самым разумным решением в такой ситуации является отмена старта, но все понимали, сколько голов полетит в таком случае.
Поэтому было решено провести срочный ремонт, который возглавил лично главный конструктор корабля Олег Ивановский. И они это сделали, на зависть сегодняшним механика «Формулы-1». Старт произошел в назначенное время.
Пожар, которого не было
Когда Гагарин вошел в атмосферу в спускаемой капсуле, на земле услышали его отчаянный крик, который долгое время был тайной за семью печатями. «Я горю, прощайте, товарищи!», - крикнул космонавт.
А все потому, что Гагарин сквозь иллюминатор увидел, как корпус его капсулы объят огнем, и подумал, что сейчас сгорит живьем. На самом деле эффект зарева случился из-за вхождения корабля в плотные слои атмосферы. Просто тогда никто еще не знал, что это такое и как это выглядит. Тем не менее, крик первого космонавта решили не афишировать. Советский герой не может быть паникером.
Маленькая ложь ради большого имиджа
Корабли типа «Восток» не предполагали посадку космонавта внутри спускаемой капсулы. В те времена аппараты ещё не были оснащены двигателями мягкой посадки, и, соответственно, безопасное приземление человеку не гарантировали. Поэтому на высоте примерно полутора километров пилот просто катапультировался.
Однако, посадка Гагарина отдельно от корабля могла стать причиной отказа Международной федерации аэронавтики при регистрации первого в мире полета в космос. Это был бы большой удар по имиджу СССР.
По этой причине в отчете советской стороне указывалось, Гагарин приземлился в кабине корабля. Обнародовать реальные факты Советский союз решился годами позже.
«Бесправный» космонавт
Понятное дело, что для полета в космос отбирали только профессиональных летчиков высшего уровня. И Гагарин тоже был профессионалом в небе. А вот на земле…
Первый космонавт не умел водить машину. Однако, в желании полихачить себе не отказывал. Когда у него появился шикарный по тем временам ГАЗ-12 за огромную сумму в 8 тысяч рублей, а потом подарок от советского правительства «Волга», Гагарин, все-таки получивший водительские права, остал головной болью гаишников.
С одной стороны наказывать героя нельзя, с другой стороны он подвергает опасности себя и других участников дорожного движения. К примеру, однажды Гагарин проскочил перекресток на «красный» и протаранил другую машину.
По счастью, обошлось без серьезных последствий, а виновника аварии еще и под эскортом гаишного авто с включенными мигалками препроводили туда, куда ему было нужно.
Тайна гибели первого космонавта
После трагедии в небе, в которой погиб Юрий Гагарин, версий ходило много. Слухов еще больше. И хотя существует вполне правдоподобная официальная причина, по которой экипаж, в который входил Гагарин, сорвался в штопор при выполнении резкого маневра, не верящих в этом меньше не стало.
Отдельные специалисты утверждают, что летчики свой ставший роковым маневр, который не предусматривался планом полета, совершили по причине какого-то непонятного явления, возможно, помехи, появившейся перед ними. Но что это было, так и не было установлено. Радары на земле рядом с самолетом ничего не увидели.