Страсть к игре и смерть в психушке: судьба Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»
Он прославился после выхода на экраны «Джентльменов удачи», однако, его реальная судьба не была похожа на сюжеты добрых советских комедий.
Здравствуй, слава
На самом деле Раднэр Муратов много где снялся. Был и «Афоня», и «Вечный зов», и «12 стульев» и еще ряд других довольно громких лент. Однако, зритель прочно прилепил к нему имя его героя из комедии «Джентльмены удачи» Василия Алибабаевича.
Эта лента принесла ему настоящую славу, хотя в комедии и без того звезд хватало. Однако, одну из самых известных фраз в фильме, которая стала крылатой, сказал именно герой Муратова. Помните, было «Кушать подано, садитесь жрать пожалуйста»?
Когда комедия вышла в 1971 году на экраны, Муратову было уже больше сорока, но казалось, теперь ему удастся вырваться из плена мелких и незаметных ролей. Однако, эта лента стала, в общем-то, вершиной артиста, после которой началось падение вниз.
Пагубная страсть
Причины этому назывались разные. Но основной стала неизлечимая страсть актёра к скачкам. Он все чаще стал пропадать на ипподроме, спуская все, что еще удавалось зарабатывать.
Когда играть стало не на что, поскольку новых ролей, а значит, и серьезных доходов, не было, Муратов стал тащить вещи из дома. И не забывал перехватывать в долг у еще оставшихся друзей. Супруга Елена узнала об этом, когда кредиторы один за другим начали приходить к ним домой, пытаясь отыскать должника.
Семья, и без того жившая бедно, по уши увязла в долгах и, в конце концов, развалилась. Супруга решила воспитывать их общего ребенка в одиночку и подала на развод. А Муратов этого словно и не заметил.
Кто-то из друзей поначалу еще пытался поговорить с Раднэром, однако, застать того дома было почти нереально. А разговаривать с ним о серьезных вещах на ипподроме, где он напоминал настоящего зомби, в исступлении кричащего на трибунах во время скачек, было никак невозможно.
Один со смертью не воин
Старея в одиночестве и бедности, Муратов все чаще стал болеть. А в начале 90-х стало ясно, что с ним происходит что-то серьезное. Он уже не снимался, но когда порой его приглашали на творческие встречи со зрителями, он мог застыть на некоторое время, а потом очнуться, и недоуменно оглядываться вокруг. Не понимал, кто он и где находится.
Память начала изменять актеру все чаще. Иногда он не узнавал приходивших в гости друзей, а на просьбу назвать хотя бы свое имя, лишь смущенно улыбался. Теперь он все чаще сутками просиживал дома, но стесняясь своей болезни, перестал открывать двери гостям.
Иногда приходили бывшая супруга с сыном, однако, Муратов их визиты начал встерчать в штыки и везти себя агрессивно и оскорбительно. А позже и их, самых близких людей, артист узнавать перестал.
Диагноз актеру был поставлен еще раньше – болезнь Альцгеймера. И она прогрессировала быстрыми темпами. Муратов совсем потерялся в пространстве. Уходил из дома, забывал дорогу назад.
Хорошо хоть, все в округе знали его, и тут же аккуратно брали под руку и вели к дому. А добрые тети-поварихи из рядом расположенной столовой частенько подкармливали знаменитость, которая превратилась в больного старика. И с собой еду заворачивали, зная, что дома у него шаром покати.
Однажды Муратов ушел слишком далеко от дома и его, спавшего на скамейке на одной из московских улиц, подобрал милицейский патруль. Милиционеры не узнали в этом бродяге любимого артиста, а увидев его неадекватность, вызвали медиков.
Так Василий Алибабаевич оказался в сумасшедшем доме, где его как раз-таки узнали, несмотря на значительные изменения во внешности.Оставлять в психушке его не стали, решив переправить в обычную больницу, потому что, было заметно, что человек находится на грани жизни и смерти.
Больше двух месяцев врачи пытались поднять Муратова на ноги, но ему становилось все хуже. А потом он и вовсе впал в кому, из которой уже не вышел. Легендарный Василий Алибабаевич умер 10 декабря 2004 года. Ему было семьдесят шесть.
Хоронить Раднэра Муратовапришлось бывшей жене и сыну, других близких людей не нашлось. Траурное мероприятие на одном из подмосковных кладбищ было тихим и скромным.
Всего-то было чуть более десятка человек. Помимо экс-супруги и сына пришло несколько соседей артиста да еще рабочие, которым предстояло закопать могилу. Проводить Василия Алибабаевича в последний путь не пришел ни один коллега, и ни один из его когда-то многочисленных поклонников.