Поменяв отличную карьеру на выгодное предложение стать женой режиссера, артистка предопределила свое будущее, которое оказалось не таким радужным, как казалось.
Лилия Алешникова родилась в семье артистов, и ее будущая профессия была предопределена. Правда, отец потом из семьи уйдет, а его место займет отчим с инженерным образованием. Но это не привьет девочке тягу к точным наукам.
Сначала она решила стать балериной, как ее мама. Но заканчивая школу, поняла – хочется в кино, в актрисы. В 1953-м талантливая девчонка без всякого блата успешно сдает экзамены в Щукинское театральное училище, а потом также, без всяких протекций, юная студентка получает предложение от режиссера Юрия Егорова сняться в его картине «Они были первыми».
Фильм вышел на экраны в 1956-м, и стал весьма успешным. Это сказалось и на карьере занятых в нем актеров. Лилию приметили другие режиссеры, и принялись зазывать уже в свои карины.
Студентка Алешникова была настолько востребована и занята на съемочных площадках, что провалила учебу, и лишь чудом не вылетела из училища. После долго совещания педсовет принял решение дать ей шанс, оставив на второй год.
Больше Лилия таких ошибок не совершала, и в 1958-м сумела получить диплом актрисы. К этому моменту она уже была молодой, но очень известной актрисой. Поэтому ее тут же пригласил к себе Московский театр имени Пушкина.
Здесь, правда, жили по принципу «каждый сверчок знай свой шесток». Все главные роли распределялись среди тех актеров, которые служили в театре много лет. А молодежь, понятное дело, использовали в эпизодах и массовке.
Но уже почувствовавшая вкус славы Лилия Алешникова не собиралась постоянно играть за спинами знаменитостей и годами ждать своего часа. Продержавшись в театре около года, она пишет заявление об уходе по собственному желанию, и уходит на вольные хлеба. Теперь она твердо уверена в том, что добьется успеха только в кино. И, в общем-то, оказалась права.
Фильмы с ее участием выходят один за другим. «Солнце светит всем», «Взрослые дети», «Штрафной удар» и другие ленты только добавляют Алешниковой известности и популярности.
Но в 1960 году актриса принимает предложение ухаживавшего за ней режиссера Якова Сегеля стать его женой. Вектор движения этого союза понятен. Муж-режиссер снимает в своих фильмах жену-актрису. Говорят, изначально будущие супруги так и договаривались.
Нельзя прямо так в лоб говорить, что это был брак по расчету, однако, другие режиссеры, поняв, что Алешникова стала музой Сегеля, звать ее в свои фильмы постепенно перестали.
Правда, поначалу Лилию это не тревожило. Сегель выполнял свое обещание, и в каждую свою картину на главную роль без всяких проб и кастингов утверждал любимую супругу.
В общем-то, понять Лилию было можно. Синица в руке, когда во все фильмы мужа попадаешь без конкуренции, и журавль в небе. Когда за роль в лентах других режиссеров приходилось соперничать и проходить не всегда удачные пробы, показалась актрисе более надежной.
Хотя многие современники, имевшие отношение к кино, жалели о том, что она стала актрисой лишь одного режиссера. Алешникова и без Сегеля могла стать настоящей звездой, и ее карьера еще до появления его в жизни Лилии развивалась достаточно успешно.
Но она выбрала свой путь, который, в конце концов, привел ее в тупик. В 1984-м Сегель снял фильм «Инопланетянка», где главную роль, конечно, сыграла его жена. И на этом свою режиссерскую карьеру Яков закончил. Одновременно осталась не у дел и Алешникова.
Все мосты к другим режиссерам были давно сожжены, так что, никто ее к себе звать не собирался. Да и театр «Ленком», в котором актриса числилась много лет, не рассчитывал сделать ее своей главной примой.
И вышло так, что талантливая артистка закончила свою карьеру в самом расцвете лет. А все потому, что однажды сказала одному режиссеру «да» на предложение руки и сердца.
Была там большая любовь или действительно обоим супругам этот брак просто оказался выгоден, теперь уже не так и важно. Важнее то, что взявшая с места в карьера студентка Лилия Алешникова могла по праву стать легендой советского, а потом и российского кинематографа. Но она выбрала замужество, и теперь далеко не каждый зритель даже старшего поколения вспомнит ее имя.
Яков Сегель ушел из жизни в середине девяностых. А Лилия Алешникова, уже давно оставшаяся за бортом кино, тихо и скромно доживала свой век в одиночестве и полном забвении, радуясь лишь редким визитам единственного сына.
Актриса, которая могла стать звездой, но так ею и не стала, скончалась в 73 года в 2008-м, и ни мир искусства, ни зрители этого не заметили. С того момента, как она в последний раз появилась на экранах в той самой «Инопланетянке», прошла почти четверть века. И за все это время не было ни единого звонка от продюсеров или режиссеров. Память людская коротка…