Конечно, подвигов были тысячи. В том числе, и ценой своей жизни. Но сегодня мы расскажет истории, которые кажутся мифами, но случились они на самом деле.
Одна против всех
20-летняя Мария Байда, старший сержант разведроты, была тяжело ранена во время боя под Севастополем. После того, как пришла в себя, увидела, что вокруг немцы и… наши пленные.
Контуженная девушка схватила валявшийся рядом автомат и открыла огонь по расслабившимся фашистам. А когда закончились патроны, подбежала к оставшимся и прикладом размозжила голову немецкому офицеру и трем вражеским солдатам.
После этого девушка собрала всех раненых и пленных советских бойцов и повела их к своим из окружения, оставив за спиной почти два десятка тел поверженных врагов.
Позже Мария пройдет еще множество испытаний: новые ранения, плен, концлагерь и ледяную камеру гестапо. Но выживет и вернется домой Героем Советского союза.
Вернется в свой родной Севастополь, где потом четверть века будет работать в местном ЗАГСе, регистрируя молодоженов, многие из которых даже не подозревала, какая бесстрашная женщина напутствует их союз.
Вот это дед
Так восхищенно говорили бойцы, которые защищали Ленинград. 88-летнему академику Николаю Морозову, который настолько надоел работникам военкомата своими требованиями взять на фронт, что специально для него сделали исключение.
Морозов был уникальным человеком. Он тридцать лет отсидел в царских застенках за участие в заговоре против царя Александра Второго. Самостоятельно выучил более десятка иностранных языков, включая несколько древних. Он был одновременно и физиком и философом и астрономом и специалистом по политэкономии.
Советскую власть встретил прохладно. Но, как он сам говорил, смог с ней «ужиться». В 1939-м году закончил снайперские курсы ОСОАВИАХИМа. На тот момент ему было 85 лет. А когда он попал на передовую, ему стукнуло уже восемьдесят восемь.
Однако, удивить бойцов он сумел, в первый же день убив немецкого офицера. А потом еще и еще. Морозов быстро стал ходячей легендой Волховского фронта, а немцы даже устроили на него охоту.
Узнав об этом, Сталин лично приказал отозвать академика-снайпера с передовой. «Такими людьми не рисковать нельзя!» - заявил вождь. За боевые заслуги Морозов награжден орденом Ленина и медалью «За оборону Ленинграда».
Юный герой
Первую медаль «За отвагу» Ваня Кузнецов получил в 15 лет. А сыном артиллерийского полка стал в тринадцать. Бойцы подобрали голодного парнишку, у которого убили отца, а мать угнали в Германию. Так он и начал свой боевой путь.
Начал бить врага мальчик в родной Ростовской области, с боями прошел всю Украину, воевал в Польше. И всегда отличался смелостью и каким-то недетским умением.
На его счету немало подбитых немецких танков. А в одном из боев, он, уже раненый, при отражении атаки противника, огнем из своей пушки уничтожил танк «тигр», пушку, минометную батарею, наблюдательный пункт противника и до ста человек живой силы врага.
К концу войны Иван стал самым молодым полным кавалером солдатского ордена Славы. А ведь на тот момент ему было всего семнадцать…
Фрау Черная Смерть
Евдокия Завалий - единственная женщина-командир взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны. «Фрау русиш черный комиссар! Гут! Зер гут!» - с уважением приговаривал пленный во время штурма Будапешта фашистский генерал, передавая ей свое именное оружие.
Группа морских пехотинцев во главе с Евдокией получили приказ захватить немецкий штаб, находившийся в глубоком бункере. Бойцы прошли по канализационному каналу, полному нечистот. 18 кислородных подушек, которые удалось раздобыть, на всех не хватило. Дышали по очереди. Но два бойца погибли.
А взвод все равно неожиданно вышел в тыл немцев, и сняв часовых, ворвался в бункер, и захватил его. За эту операцию Евдокию представили к ордену Красной Звезды.
За время войны она четырежды была тяжело ранена и дважды на нее прилетали домой похоронки. Но она вернулась домой живая и в орденах.
Похоронили с почестями фашисты
Начало войны выдалось для Красной армии крайне неудачным. Приходилось много отступать. Во время одного из таких отходов нашим частям, которых преследовали танки Гудериана, надо было отойти через реку Добрость на 476-м километре шоссе Москва – Варшава.
Чтобы с минимальными потерями перейти на другой берег, было необходимо, чтобы кто-то задержал фашистов хотя бы на час. Сделать это вызвался сержант-орловчанин Николай Сиротинин.
Перед въездом на мост установили зенитное орудие, из которого он в одиночку два с половиной часа сдерживал немецкие танки. За это время он уничтожил более десятков «Тигров» и «Пантер», несколько бронемашин и десятки вражеских солдат и офицеров.
Даже когда у Николая закончились снаряды, он продолжал отстреливаться из винтовки, пока немецкая пуля не настигла его. Потрясенные мужеством просто советского солдата. Фашисты похоронили его с почестями, над его могилой трижды прозвучал залп из винтовок.
Трактористка, ставшая танкистом
Когда после жестокого боя под польским городом Бунцлай в феврале 1945 года был тяжело ранен механик-водитель одного из Т-34 Александр Ращупкин, сослуживцы вытащили его из танка, и стали оказывать первую помощь.
Осколок попал в бедро, кровь хлестала ручьем, нужна была срочная перевязка. Но когда бойцы стащили с раненого штаны, обомлели. Сашка-то оказался… женщиной.
27-летняя трактористка Александра Ращупкина, когда началась война, рвалась на фронт. Но когда ее раз за разом разворачивали в военкомате, придумала сюжет, который потом будет использован в фильме «Гусарская баллада». Девушка переоделась в мужскую одежду и предстала перед медкомиссией.
Конечно, никого в заблуждение она не ввела, но главный доктор, который ее уже видеть не мог, лишь махнул рукой: «Дерзай, Жанна д'Арк!». Так она оказалась на передовой, где скрыть пол помогло угловатое телосложение и актерские способности.
Саша отлично имитировала мужской голос. А наркомовские сто грамм пила, даже не морщась. А уж танк водила на зависть мужикам-коллегам. Да и в ремонте была хороша.
После разоблачения, маршал Георгий Жуков, до которого дошел слух о самозванке, приказал убрать ее из войск. Но другой полководец, Василий Чуйков, отстоял храбрую танкистку. А там туда-сюда и война закончилась.
Александра вернулась домой в орденах и медалях, была счастлива замужем. Причем, ее суженым стал тоже танкист. Только детей им бог не дал. То ранение в бедро под польским городком оказалось роковым.