Известный в 70-е годы похититель антиквариата Юрий Алексеев спустя 20 лет стал прототипом героя Кирилла Лаврова в культовом фильме «Бандитский Петербург».
Плохой мальчик из хорошей семьи
Все мы не раз смотрели легендарный сериал «Место встречи изменить нельзя». И, конечно, помним главаря банды «Черная кошка» Горбатого в исполнении неподражаемого Армена Джигарханяна.
Ради справедливости стоит сказать, что образ Горбатого полностью выдуман киношниками. Но, что самое любопытное, в реальности существовал криминальный авторитет по кличке Горбатый. Хотя в ленте про Глеба Жеглова и не имевший никакого отношения.
Да жил и промышлял он гораздо позже. И было это не в Москве, а в Ленинграде. Да и не мокрушничал он, поскольку был, говоря воровским жаргоном, «антикварщиком».
Будущий аристократ от криминала Юрий Алексеев был родом из знатной семьи, которой поначалу удалось пригодиться и советской власти. Однако, отца-инженера репрессировали в 37-м, а потом расстреляли.
Оставшаяся без работы и средств к существованию мать Юрия, пытаясь спасти себя и сына от голода, вышла замуж за церковного служителя. Была у женщины еще одна цель в этом замужестве. Она рассчитывала, что муж-священник хоть как-то вправит мозги отбившемуся от рук пасынку.
Но никакие нравоучения на пацана не действовали. И однажды его детские шалости обернулись настоящим преступлением. Вместе с друзьями Юрий украл у соседки меховой воротник.
Что любопытно, в силу незначительности преступления и возраста подозреваемых, всех воришек поругали и отпустили по домам, посоветовав их родителям всыпать своим чадам «хорошего ремня».
Не отпустили лишь Юрия. Он был сыном «врага народа», поэтому и разговор с ним был особый. Так небольшая кража стала началом длинного тюремного пути будущего авторитета. Мальчишку судили и отправили на зону-малолетку.
Как ни удивительно, юный интеллигент там не стал мальчиком для биться, приноровился, освоился, и быстро отвоевал себе «место под солнцем» среди малолетних преступников.
Так она жизнь воровская и затянула. После первой ходки очень скоро последовала вторая, а за ней и третья. К 62-м годам Юрий Алексеев проведет в местах не столь отдаленных без малого три десятка лет. Почти половину жизни.
И это он еще далеко не всегда попадался. А все потому, что нередко срабатывала придуманная им хитрость. При отходе с места преступления он не раз в одну минуту превращался в жалкого горбуна, на которого прибывавшие к месту кражи сотрудники милиции не обращали никакого внимания.
Благодаря такому мастерству перевоплощения в криминальной среде Юрий Алексеев получил кличку Горбатый. Потом, когда его в зоне коронуют старые воры, эта кличка так и пойдет с ним по жизни.
От «Знатоков» к «Бандитскому Петербургу»
И все-таки настоящему Горбатому довелось стать героем кино. Причем, дважды. В семидесятые годы Алексеев уже был известным в определенной среде Ленинграда похитителем антиквариата. Его главным занятием стали кражи на заказ старинных вещей, картин, икон и спрятанных в частных коллекциях предметов церковной золотой утвари.
Одно время, обычно работавший в одиночку Горбатый, связался с другим авторитетом по кличке Миша-Миллионер, прославившийся тем, что делал и продавал фальшивые «Фаберже».
У Миши была своя банда. Любопытно, но состояла она в основном из евреев, а грабили они также евреев. В жертвы выбирали тех единоверцев, которые собирались эмигрировать из СССР в Израиль, а значит, распродавали свои квартиры, машины, дачи, картины и прочие богатства.
И некоторые факты, пусть и с режиссерскими поправками, вошли в серию «Подпасок с огурцом» 1979 года из знаменитой киноэпопеи «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Но если в «ЗнаТоКах» Горбатый был, скажем так, в эпизодической роли, то уж в первой части «Бандитского Петербурга» он вышел на первый план. Правда, вместо Горбатого он стал Юркой Бароном, которого блистательно исполнил актер Кирилл Лавров.
Понятно, что в любом фильме много выдумок. Но есть в «Бандитском Петербурге» и кадры, которые максимально близки к реальным. Например, и настоящий Горбатый и Юрка Барон Кирилла Лаврова никогда не убивали людей. Принципиально.
Да и смерть реального вора и киношного героя оказалась схожей. Оба были уже в преклонном возрасте, и доконали их болячки, подхваченных во время многочисленных ходок на зону.
Различие лишь в том, Юрка Барон в фильме умер от туберкулеза в лазарете СИЗО «Кресты», так и не дожив до очередного срока, а Юрий Алексеев незадолго до смерти был в очередной раз осужден, и скончался уже в колонии в 1993 году. Причем, причиной его кончины стало онкологическое заболевание.
Дамы сердце в жизни и в кино
Еще одну параллель между вором и его образом в фильме можно провести, узнав о личной жизни Юрия Алексеева. Различия, конечно, есть. В «Бандитском Петербурге» Юрка Барон свято чтил воровские традиции. И хотя всю жизнь любил одну и ту же женщину, так на ней и не женился. Да еще невольно стал виновником ее страшной смерти из-за ого, что за ним охотились бандиты авторитета Антибиотика.
Реальный Юрий Алексеев, хоть и был «в законе», но ничто человеческое ему чуждо не было. Официально он тоже жениться не стал, иначе в криминальном мире могут «предъявить». Но у него была гражданская жена, к которой он каждый раз возвращался после очередной отсидки. Женщина родила Юрию сына, и, насколько известно, Алексеев о семье заботился.
Более того, ходят слухи, что в силу опасности своей «профессии» он припас тайник с накоплениями для семьи на «черный день». Если вдруг его не станет, жена с сыном будут обеспечены.
Да и при жизни Алексеев не бедствовал. К примеру, когда уже тяжело больной, он отбывал свой последний срок, жена привозила ему в колонию обезболивающие препараты, которые не только стоили очень больших денег, но и достать их было невероятно сложно.
Другой факт косвенно подтверждает «платежеспособность» старого «законника». Когда он умер, его тело намного быстрее, чем обычно это бывает, выдали его сожительнице. И похоронили старого вора по всем канонам на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Вот в этом как раз отличие между реальностью и кино. Юрий Алексеев упокоился как обычный человек, а не как авторитет, хоронили его близкие люди. И на могилку к нему было кому придти.
А в фильме Юрка Барон оказался один как перст на всем белом свете. И хоронить его ради сохранения имиджа взялся его злейший враг Антибиотик. Только после воздания всех воровских почестей про Юрку Барона тут же забыли, тем более, к нему на могилу приходить было некому. Не оставил он после себя ни богатств, ни наследников.
Что же касается пресловутого наследства Юрия Алексеева, о котором еще долго ходили легенды, так и осталось тайной – было ли оно вообще. Но его вдова и сын жили неплохо, и принято считать, чо Горбатый все-таки своих близких успел обеспечить.
Но это тоже лишь одна из легенд. А легенда такая вещь, которую можно рассказывать по-разному. В том числе, и в кино, в котором легко перемешиваются выдумка и реальность.