Трагедии жизни главного «тунеядца» советского кино Алексея Смирнова
Война, ранение, бесплодие, сумасшествие матери, мелкие роли в кино и одиночество. Это все реальная жизнь актера, который умел смешить зрителя на экране.
Из огня да в полымя
Глядя на то, как Алексей Смирнов исполняет тунеядца и хулигана Федю в легендарной гайдаевской комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», советские зрители искренне верили, что артист играет самого себя. Настолько все выглядело натурально.
В реальности у Смирнова и его смешного, но крайне отрицательного персонажа была лишь одна общая черта. Могучая силушка богатырская. А так Алексей Смирнов был неглупым и очень трудолюбивым человеком. А еще он был… героем. Настоящим, не придуманным.
Алексей Смирнов участвовал в Великой Отечественной войне, причем, на передовой. Ходил в разведку под огнем противника, встречал вражескую пехоту в штыки, сам поднимался из окопов в атаку.
Он вернулся домой живым, с орденами во всю грудь, но с ранением. И это ранение сыграет печальную роль в его судьбе. Врачи сказали Смирнову, что у него не может быть детей. А ведь его всю войну прожала дома невеста, которой он обещал вернуться живым и сразу сыграть свадьбу.
Герой войны не стал обманывать девушку и все честно ей рассказал. Она также честно ответила, что хочет настоящую семью и детей. На том и расстались.
Но это были еще не все беды, обрушившиеся на Смирнова. Пришла запоздалая похоронка на брата. А до кучи стала прогрессировать болезнь и без того психически неуравновешенной матери.
Звезда эпизодов
В актерскую профессию, о которой грезил еще до войны, Смирнов входил тяжело. Удалось пристроиться в Ленинградский театр музыкальной комедии, но все роли были исключительно в массовке.
Когда же удалось попасть в кино, стали давать роли, некоторые из которых в фильмах занимали лишь несколько минут. Да и его герои в своей массе были «плохие парни» - алкоголики, тунеядцы и хулиганы. Уж больно внешность Смирнова для таких ролей была подходящая.
Хотя на самом деле он мог играть и серьезные роли. Конечно, кого не спроси про Смирнова, сразу вспоминают его тунеядца Федю, которого пытался поставить на путь истинный молодой студент Шурик в исполнении Александра Демьяненко.
Но ведь можно вспомнить и его механика Макарыча в легендарной ленте Леонида Быкова «В бой идут одни старики». И это было сыграно без всякого смеха. По-взрослому.
Только все равно, не давали Смирнову играть больших и серьезных ролей, с которыми не стыдно было бы войти в историю подобно Вячеславу Тихонову с его Штирлицем и другим звездам советского кино, к которым навсегда прилипли имена их главных героев.
Одиночество жизни
Алексей Смирнов был глубоко одиноким человеком. Конечно, несмотря на свое фатальное для создание семьи ранение, он надеялся встретить женщину, которая согласится стать его второй половинкой. Но так и не встретил.
Пугаясь одинокой потихоньку подступающей из-за горизонта старости, актер решил усыновить ребенка. Побывал в детском доме и даже подружился там с семилетним мальчишкой Ваней. Его коллеги потом вспоминали, как Смирнов рассказывал о нем, словно уже о своем сыне. В общем, прикипел к пацану.
Но процесс усыновления шел трудно, ведь у актера не было полноценной семьи. Не один год ушел у Смирнова, чтобы добиться разрешения на это. И вот, наконец, когда уже результат почти был достигнут, случилась беда. Умерла много лет болеющая мама артиста, которой он так хотел показать «внука».
Смирнов как-то неожиданно для всех сорвался. Запил «по-черному». Потом вспомнил, что его с нетерпением ждут в детдоме, и явился туда забирать мальчика Ваню.
Явился пьяным, устроил скандал, когда его не захотели пускать и… все испортил. Ребенка ему не только не отдали, но и запретили вообще появляться в детском доме. Так рухнула еще одна попытка артиста излечиться от одиночества.
Узнал о смерти друга и… умер
Все эти встряски сильно сказались на здоровье уже немолодого артиста. Однажды, в конце 70-х, случился сильный приступ. Его откачали, но назначили длительное лечение.
Смирнов провел в больнице почти полгода. И за это время его навестил всего лишь один человек. Его друг Леонид Быков. Они долго сидели в больничном скверике и разговаривали за жизнь. Уходя, Быков крепко пожал Смирнову руку и словно приказал фразой из фильма «Будем жить, Макарыч! Будем жить».
А через две недели Быков разбился насмерть в страшном ДТП. Причем, зная, как Смирнов привязан к нему, врачи не стали говорить ему о трагедии. И лишь при выписке из больницы, когда он сел в коридорчике, сказав, что скоро за ним приедет его лучший друг, медикам пришлось сказать ему правду о том, что друг не приедет.
Говорят, после этого Смирнов долго сидел на скамейке в коридоре – молчаливый и какой-то потерянный. А потом ушел к себе в палату, лег и затих. Когда врачи один из врачей позже осторожно заглянул в палату поинтересоваться, не нужно ли чего звездному пациенту, тот уже не дышал.
Потом выяснится, что у него вновь случился приступ. Но артист, то ли не нашел сил позвать на помощь, то ли не счел нужным это делать. Одиночество – страшная вещь.
Алексей Смирнов умер 7 мая 1979 года, за два дня до великого праздника Победы, которую он, как и миллионы других советских людей, приближал, как мог. Великому актёру, так и не сыгравшему ни одной великой роли, было всего пятьдесят девять…