Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Неизвестный подвиг: первый в мире танковый таран красноармейца Осадчего

Волей судьбы став танкистом, Семён Осадчий попал в кровавое жерло Гражданской войны в Испании, где совершил подвиг, о котором долгие годы никто не знал.

Был слесарем, стал танкистом

Есть немало подвигов и героев, о которых рассказывают детям в школе, вспоминают в большие праздники и пишут в газетах. А есть люди, также совершившие, казалось бы, невозможное, но их имени не встретишь в учебниках. Да и вообще о них мало кто слышал.

Настало время восстановить несправедливость и начать рассказывать о таких героях. Сегодня речь о человеке, который первый в истории войн совершил лобовую атаку танк-в-танк.

Разные архивные данные говорят по-разному, но, судя по всему, Семён Осадчий родился в Кишинёве. В двадцатые годы прошлого века еще подростком устроился слесарем на железную дорогу, откуда и ушел служить в Красную армию.

Однако, по плацу Семена долго не гоняли. Командиры заметили склонность парня к технике, а так как стране и армии позарез нужны были специалисты, его направили на обучение в бронетанковую школу. Так что, на «гражданку» Семену уже было вернуться не суждено.

Более того, уже как опытного специалиста, Осадчего в составе советской группы инструкторов-танкистов в 1936 году командировали для помощи испанской республиканской армии в их борьбе с франкистами.

Согласно опять же архивам, в тот год в Испанию из Советского союза были доставлены пятьдесят наших танков Т-26 и три десятка инструкторов-танкистов. Среди них был и Семен Осадчий.

Подвиг из архива

По воспоминаниям военных специалистов тех лет, танк Т-26 однозначно мог считаться гордостью СССР. Машина, оснащенная 45-миллиметровой пушкой и пулеметом, имевшая надежную броневую защиту, отличную проходимость и маневренность, а также весьма серьезные по тем временам скоростные качества, на голову превосходил танки врага.

Армию генерала Франко снабжали Германия и Италия. Так вот, немецкие Т-1 и итальянский «Ансальдо» и вооружены были хуже, и бегали тише, да и броню имели не такую толстую.

Хотя понятно, что не последнюю роль в противостоянии танков той поры имели человеческие характеристики. Спецов в СССР было тогда не очень много, а имена тех, кого отправили в Испании, долгое время были засекречены. Поэтому и подвиг Осадчего многие десятилетия был лишь достояниям архивистом.

Таран под Толедо

Понятно, что к тому времени, как настало время подвигу советского танкиста в Испании стать явью, реальных свидетелей тому уже не осталось в живых. Слишком все давними были те события. Поэтому ход событий помог восстановить наградной лист красноармейца Осадчего.

Исходя из информации в нём, первый танковый бой (он считается и первым в истории войн с фашистскими войсками), случился на территории нынешнего муниципалитета Сесенья, в провинции Толедо, в нескольких десятках километров от Мадрида. Бой состоялся в конце октября 1936 года.

Из всего, что удалось собрать про тот бой, дело было так. Советскую танковую роту под командованием капитана Поля Армана неожиданно атаковали примерно десять-двенадцать танков «Ансальдо». Командир приказал лейтенанту Осадчему, носившему позывной «Симон», выдвинуться в авангард колонны и расчистить ей путь, атаковав противника.

Танк Т-26 Осадчего тут же пошел в лобовую атаку сразу на две передние вражеские бронемашины. Остальные уже успели дать задний ход. Попытались избежать боя и эти две бронемашины врага. Но советский танкист легко догнал и на полной скорости протаранил отставший «Ансальдо», скинув его в ущелье.

Экипаж второго «Ансальдо» в полной панике покинул танк и попытался бежать, но был расстрелян из пулемета. Кстати, тогда по ходу боя Осадчий был ранен, но заметил это лишь после того, как противник был повержен.

Смерть героя

А тяжелые столкновения между тем продолжались чуть ли не ежедневно. И буквально через несколько дней после танкового тарана Семен Осадчий со своим экипажем совершили новое геройство. В ближнем бою уничтожил на своем Т-26 две вражеские артбатареи и несколько пулемётных точек, а также без малого двести единиц живой силы противника.

Но уже в самом конце боя в танк Семёна попал вражеский снаряд. Осадчего тяжело ранило, оторвав ему обе ноги. Семена доставили в госпиталь в критическом состоянии, но местные хирурги потом еще на протяжении двух недель пытались вырвать русского героя из цепких лап смерти. Не вырвали. Слишком тяжелы были раны, слишком много крови оказалось потеряно.

В самом конце 1936 года Семёну Осадчему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати, звезду Героя получил и его командир Поль Арман, который живым вернется из Испании, станет полковником Красной Армии и еще успеет поддать жару фашистам во время Великой Отечественной. Этот выдающийся командир переживет Семена Осадчего на девять лет и погибнет под Ленинградом в сумасшедшем 1943 году.

Полная версия