Алкоголь, одиночество и пьяная смерть: трагедия фигуристки Киры Ивановой
В 80-е она быстро стала звездой и ею гордилась страна. Но путь от славы до «дна» общества оказался еще короче. И помочь ей выбраться оттуда оказалось некому.
С пьедестала на грязный пол
В 80-е годы Советский союз всех рвал и метал в фигурном катании. Было лишь одно слабое звено в этом виде спорта – женское одиночное катание. 21-летняя мало кому известная Кира Иванова положила этому конец, взяв бронзу на играх в Сараево 1984 года. Эта медаль оказалась первой в истории советских женских «одиночек».
Позже Иванова завоюет ещё немало наград на самых престижных турнирах, начав серьёзно подпирать неоспоримого лидера в одиночном катании немку Катарину Витт.
Однако, вся дальнейшая жизнь Киры была далека от радостных моментов. Тренером стать не вышло, личную жизнь так и не устроила, вкус материнства так и не почувствовала. Она стремительно катилась по наклонной, а никто даже не попытался остановить это крутое пике бывшей звезды.
20 декабря 2001 года растерзанное тело 38-летней экс-спортсменки обнаружат на полу в ее захламленной квартире, где главной достопримечательностью давно стали пустые бутылки из-под водки.
Девочка из «трудной» семьи
По большому счету Киру и ее младшую сестру воспитывала бабушка. Отец из семьи сбежал, а мать… пила. Именно бабуля привела шестилетнюю Киру в секцию фигурного катания, просто желая, чтобы внучка поменьше была дома и не видела бы вечно пьяную мать.
Заметив в девочке талант, очень много дала Кире ее первый тренер Ирина Аниканова. Даже в эпоху «бесплатного» СССР отдать детей в фигурное катание могли себе позволить далеко не все родители. Но Аниканова, по сути, заменившая Кире мать, помогала воспитаннице из бедной семьи как могла.
Так был дан старт будущей звезде советского спорта. Правда, блистательно выступив в Сараево в 1984 году, Кира неожиданно ослабила хватку, стала выступать скромнее. Как итог, провал на Олимпиаде 1988 года в Калгари, где Иванова большую часть турнира лидировала, но из-за грубых ошибок в финале, стала лишь седьмой.
После игр на Киру в Советском союзе набросились все, кому не лень. И чиновники от спорта, и газеты, и коллеги. У спортсменки было два варианта, чем ответить своим злопыхателям. Первый – взять себя в руки и доказать всем, что ты лучшая. Второй – просто уйти из спорта. Кира выбрала второй вариант, и не нашлось в тот момент рядом никого, кто бы сказал «ты талантлива, ты можешь – докажи всем».
На краю стою
В ее жизни вне спорта тоже не оказалось людей, способных поддержать, стать надежным тылом, ангелом-хранителем. Два брака и оба неудачных. Первый – короткий, словно дуновение ветерка, а второй – трагический.
Да, один из руководителей Балета на льду, где в свое время выступала Кира, Константин Тарелин, будучи ее супругом, что только не делал, чтобы спасти спивающуюся жену. Но лишь невольно провоцировал новые семейные конфликты. Отобрать бутылки у пьяной жены получалось плохо, но муж искренне старался помочь.
Однако, когда Кира в 1991 году сделала аборт, польстившись предложением турецкой федерацией фигурного катания поработать в их стране, Тарелин, так желавший стать отцом, не выдержал. И ушел. Это лишь ускорило падение бывшей спортсменки в пропасть. Тем более, и контракт в Турции сорвался, и другой работы толком не было, и вообще на этот мир стало плевать с высокой колокольни.
Было попыталась стать детским тренером, но быстро махнула на это рукой. Когда ее увольняли, до спортивной пенсии ей оставались считанные месяцы. Все, последние барьеры на пути к окончательному падению на дно жизни были сломаны.
Оборотная сторона жизни
В 2001-м Кира Иванова сделает последнюю попытку выбраться из трясины. Ляжет в наркологическую клинику. Но выйдя из нее по осени, она поняла, что ее никто не ждет и жить, в общем-то, не для кого.
Потом в ее дневнике найдут такую запись: «Очень скоро я уйду насовсем. Но это меня не страшит. В свои тридцать восемь я прожила все жизни, которые только можно себе представить. Было все – и мировая слава, которая закончилась забвением. И любовь с предательством в финале. И наследство от пьющей матери, вследствие чего мой организм теперь смертельно отравлен алкоголем. Сегодня я осталась абсолютно одна, и от этой жизни ждать мне больше нечего…».
20 декабря 2001 года Иванову обнаружат зверски убитой в своей квартире через двое суток после смерти. Эксперты установят, что убийца вдоволь поиздевался над своей жертвой. Одних только ножевых ударов насчитают семнадцать…
Одной из версий случившегося было ограбление. Несмотря на то, что бывшая чемпионка пропила из квартиры почти все, свои спортивные награды она так и не тронула. Возможно, злодей польстился на них, поскольку их в квартире не нашли.
Правда, некоторые очевидцы жизни Киры все-таки утверждали, что когда пить стало совсем не на что, Иванова сама решилась продать свои регалии. Но основной версией совершения преступления в итоге стала бытовая ссора с… собутыльником.
У Ивановой часто собирались в квартире различные «антисоциальные элементы», шумно распивающие алкоголь. Ссоры и драки из-за этой двери часто слышали соседи.
Но, несмотря на официальную версию, у многих поклонников фигуристки остались вопросы. К примеру, того загадочного собутыльника, с которым поссорилась перед гибелью Кира, правоохранительные органы так и не нашли.
Да и в ее крови, по слухам, обнаружили «лошадиную» дозу алкоголя, после которой человека надолго «вырубает». Как в таком состоянии хозяйка квартиры могла с кем-то еще ссориться? Да и бытовые пьяные ссоры обычно ограничиваются одним-двумя ударами. А тут почти два десятка ножевых ран, отрезанные у жертвы волосы и много еще чего такого, что наталкивает на мысль о каком-то маньяке.
Но тайна гибели талантливой фигуристки так тайной и осталась. Ее тело предали земле в Москве, на Хованском кладбище, в одной могиле со своей младшей сестрой, покончившей жизнь самоубийством.
Однажды другая, не менее знаменитая наша фигуристка Елена Водорезова сказала про Киру Иванову: «Как жаль, что с такими людьми случаются подобные истории. Где-то в другой стране Кира на всю жизнь осталась бы национальным героем, ее бы носили на руках, и всегда нашлось бы, кому поддержать в трудный момент».
Но Кира Иванова родилась в той стране, в которой родилась. И побывав в роли звезды, вне спорта она оказалась никому не нужна. Так бы и лежало ее тело на окровавленном полу квартиры, если бы вдруг кто-то из соседей не задумался – а почему бы «эта пьяница» третий день за водкой в магазин не выходит?
Стучались-стучались. Потом толкнули дверь – открыта. Заглянули внутрь, отшатнулись, бросились в ужасе из квартиры… Кто-то дрожащими руками набирал «02». А когда-то при объявлении ее имени перед выходом на лед бросало в дрожь саму Катарину Витт…