Москва
3 января ‘25
Пятница

Кровавый мальчик: история самого юного серийного убийцы, казненного в СССР

15-летний Винничевский стал самым юным серийным убийцей и единственным несовершеннолетним в СССР, официально приговоренным к смертной казни в довоенное время.

Трудный подросток из хорошей семьи

Начав убивать, он еще сам, по сути, был ребенком. Но его жертвами стали совсем малыши двух, трех, четырех лет от роду. Следствие доказало восемнадцать преступных эпизодов, в восьми из которых 15-летний Володя Винничевский своих жертв в живых не оставлял.

Его ловили долго и безуспешно, а задержали трое внимательных курсантов свердловской школы милиции, заметив, как убийца нёс маленького мальчика в лес. Юного убийцу и насильника суд не пощадил. Его расстреляли за год до войны, в 1940-м. Влади́мир Винниче́вский стал самым молодым преступником в СССР, приговорённым к расстрелу в довоенную эпоху.

Он был из тех, про кого говорят – в семье не без урода. Родился в 1923-м в нормальной, здоровой и не самой бедной семье. Но вместо книжек с юных лет предпочитал улицу, которая потихоньку воспитывала в нем жестокость.

Кровавые похождения милого мальчика

Первым доказанным эпизодом его кровавых похождений стало убийство 4-летней Герты Грибановой, совершённое летом 1938 года в Свердловске. Винничевский заглянул во двор частного дома, где жили Грибановы, увидел одиноко игравшую девочку, отвел ее в огород, где и задушил, нанеся для верности еще и несколько ударов ножом.

Своих маленьких жертв он пытался насиловать, но не всегда у него задуманное выходило. Но он уже вошел во вкус, и, как любой маньяк, остановиться он уже не мог.

Четырехлетнего Борю Титова, который катался на санках недалеко от дома, найдут задушенным в сугробе. Трехлетнюю Катю Лобанову, на которую маньяк напал на заднем дворе ее дома, проникнув туда через дыру в заборе, он задушил, а тело выкинул в выгребную яму.

Свой кровавый промысел Винничевский скрывал под видом сбора металлолома. Тогда среди советских пионеров это было популярным занятием. Это позволяло ему ездить по районам, а не промышлять только в областном центре. И везде старался жертвы в живых не оставлять.

Но некоторым из них везло. Например, тяжело раненная четырехлетняя Рая Рахматуллина, также брошенная Винничевским в выгребную яму, очнулась, стала кричать, и её спасли.

Маньяка поймали курсанты

Благодаря показаниям некоторых выживших жертв, а также взрослых, «где-то что-то» видевших, сыщики уже понимали, что речь идет об убийце совсем юного возраста. Казалось, такой не может быть опытным и скоро попадется. Но число жертв увеличивалось, а маньяк по-прежнему был неуловим.

К тому же слишком большая география его преступлений не сразу раскрыла глаза правоохранителям на размах его кровавой деятельности. Лишь летом 1939 года все известные случаи убийств маленьких детей в Свердловске были объединены в одно дело.

Свердловск наводнили скрытые милицейские патрули, начались повальные задержания и аресты. Но после допросов людей отпускали, когда становилось понятно, что снова мимо.

Но усиление патрулирования в Свердловске все-таки дало свои плоды. Хотя, конечно, можно все списать и на его величество Случай. 24 октября 1939 года курсанты Свердловской школы милиции, патрулируя вверенный им район, заметили, как от трамвайной остановки какой-то подросток нес на руках в сторону лесополосы маленького мальчика.

В обычной ситуации в этом не было ничего странного. Ну, может, старший брат несет младшего в «кустики» по причине естественной, скажем так, нужды. Только ситуация в городе не была обычной. Вся милиция была поднята на уши в поисках подростка, охотившегося на малышей.

Курсанты решили проследить за парнем с ребенком на руках. И уже в лесу, услышав детские крики, ломанулись сквозь заросли. И поспели вовремя. Подросток как раз душил малыша. Так будущие милиционеры спасли детскую жизнь и задержали опасного убийцу.

Родители отреклись, суд не пощадил

Когда сыщикам удалось «расколоть» Винничевского на признательные показания, даже у бывалых сотрудников волосы встали дыбом от его рассказов. Впоследствии от него отреклись собственные родители. Они публично, через газету заявили об этом, заявив, что «таким выродкам не место в советской семье, и в советской стране, поэтому происм применить к нему высшую меру».

В те времена законодательство в СССР предусматривало смертную казнь для особо опасных преступников с 12-летнего возраста. Винничевский стал убивать с пятнадцати, на момент приговора ему стукнуло семнадцать. Поэтому у суда, особенно на волне огромного резонанса и возмущения граждан, не оставалось никакого другого варианта приговора, кроме высшей меры.

16 января 1940 года Винничевский был приговорён советским судом к расстрелу. Винничевский подал прошение о помиловании, попросив отправить его на советско-финскую границу, где тогда шли военные действия, чтобы «смыть позор кровью».

Но Верховный суд оставил приговор в силе, и убийца был расстрелян. При этом, несмотря на жесткую и даже жестокую борьбу советских властей с разгулом детской и подростковой преступности, Владимир Винничевский так и остался единственным несовершеннолетним, которого поставили к стенке в довоенное время.

Полная версия