Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Трагедия Федора Черенкова: легенда «Спартака» оказался лишним на празднике жизни

Он был одним из лучших форвардов в истории советского футбола. Но выжав из него все, общество оставило его за «бортом», отдав на растерзание злой судьбе.

Чемпион родом из босоногого детства

Федор Черенков родился в 59-м, как про него говорили, в… футбольной форме. Кто-то рождается в рубашке, а он – в спортивной майке. Образно, конечно. Все дело в том, что маленький Федя, едва научившись ходить, начал… гонять мяч. Сначала во дворе, потом с пацанами на стадионе.

Азартного парнишку приметили детские тренеры, взяли в одну из команд на «Кожаный мяч». И там мальчик без всякого спортивного образования «накидал» мячей в чужие ворота столько, что с лихвой хватило бы распределить на все остальные команды.

Тренеры взялись за парня, и как результат – в двенадцатилетнем возрасте Черенков уже заиграл за юниорскую команду «Спартака». Потом была «молодежка», откуда его, девятнадцатилетнего, забрал в основную команду великий тренер Бесков.

Ну, а дальше, словно в сказке. Его карьера вверх не шла, а бегом бежала. На то, какие номера он проделывает с мячом, болельщики ходили смотреть валом. А Черенков продолжал играть, забивать красиво и много. И при этом абсолютно не знал, что такое «звездная болезнь».

С ним «Спартак» четыре раза выигрывал первенство СССР, дважды брал Кубок страны. Причем, последний раз это было в 1994-м. То есть, уже в другой стране. Федору Черенкову было тридцать пять, и его дни в большом футболе уже были сочтены.

Не ко двору в сборной

Футболист сыграл за ставший ему родным клуб почти четыре сотни матчей и чуть-чуть не достиг планки в сто голов, остановившись на девяносто пяти. И при всем при этом за сборную Советского союза этот забивной форвард толком так и не заиграл. Всего сорок четыре матча для длительную карьеру он выходил на поле в футболке с надписью «СССР». И этому были причины.

Во-первых, в ту пору бал в сборной правил Валерий Лобановский, по совместительству еще и тренере «Динамо» из Киева. Соответственно, в сборную он старался привлекать, прежде всего, своих игроков, среди которых тоже всегда хватало звезд.

Во-вторых, даже при всей своей результативности Черенков был великим импровизатором и настоящим артистом на поле. А Лобановский являлся до мозга костей прагматиком и сторонником классического футбола, где все игроки на поле выполняют исключительно тренерские указания. И ни шага влево-вправо.

Для Черенкова самым важным было – радовать зрителя красотой футбола. Для Лобановского номером один был результат.

Правда, когда в 1990-м сборная СССР провалила чемпионат мира, имея в своем составе исключительно звездные фамилии, чиновники вдруг вспомнили, что есть еще и Черенков, который буквально за год до этого был признан лучшим футболистом чемпионата страны.

Другое дело, что призыв Федора в сборную был практически его «лебединой песней». Футболисту уже перевалило за тридцать, скорость была не та, реакция не такая, как прежде. Да и ошибок футболист в ту пору наделал немало.

Когда европейские футбольные чемпионаты вдруг оказались открытыми для советских спортсменов, Черенков рванул во Францию, в клуб «Ред Стар», в надежде заработать денег «на старость».

Один на один с болезнью

Однако, там так и не удалось ни заиграть, ни заработать. Вернувшись в 1994-м домой, Федор по возрасту уже в серьезном клубе играть не мог. Попытался тренировать, тоже вышло неудачно. По своему характеру Черенков был очень мягким человеком, он всю жизнь уходил от конфликтов и ссор. Ну куда с таким характером в тренеры, где игроков надо держать в «железном кулаке»?

Конечно, в системе того же «Спартака» или вообще российского футбола, при желании можно было найти подходящую должность для Черенкова. Хотя бы из-за его заслуг. Но ни у кого подобного желания не возникло.

Вот и пришлось Федору довольствоваться ролью спортивного пенсионера и игрой в футбол с мальчишками во дворе. То, с чего он когда-то начинал свою великолепную карьеру…

А ведь не так много людей знало, что никакой карьеры у него могло и не сложиться. Еще с молодых лет у него случались странности в поведении. А когда он был уже звездой, у Черенкова диагностировали психическое расстройство, связанное с манией преследования. Объяснение такому синдрому медики находили лишь одно – слишком часто нападающий получал по голове от защитников команд противника.

Позже с ним начали случаться настоящие приступы, один из которых едва не закончился трагедией. Тогда перед игрой в Тбилиси с бельгийским «Андерлехтом» врачи рекомендовали снять Черенкова с игры и тренер внял советам клубных медиков. Не умевший спорить и ругать спортсмен на эмоциях примчался в гостиницу, забежал в свой номер на шестандцатом этаже, открыл окно настежь и…

Кто-то заметил человека на подоконнике, позвал на помощь. К нему вломились в номер, сумели уговорить не делать «этого»…

Позже его психика стала давать сбои все чаще и чаще. Раньше он хотя бы жил футболом. А теперь ни футбола, ни друзей, ни работы. Привыкший блистать и быть в центре внимания, Федор просто не знал, куда себя деть.

Мысли, одолевавшие его, приводили к очередной депрессии. Он еще дважды пытался покончить с собой. Сколько раз он оказывался на койке в психбольнице, уже было и не сосчитать.Но лечение не помогало.

Он покидал «больничку» и снова попадал в «никуда» - в те же черные мысли, забвение и осознание собственной ненужности. Его жизнь превратилась в постоянное движение между домом и клиникой, и шанса куда-то свернуть с этого пути уже не было. По крайней мере, никто не подсказал бывшей звезде, где он – этот спасительный поворот.

Запоздалая память

22 сентября 2014 года лежавшего без сознания Черенкова обнаружили на улице возле подъезда соседи. Его успели довезти до больницы, где врачи почти две недели пытались выцепить его из лап «костлявой». Но чуда не случилось. Великий футболист тихо умер 4 октября. Ему было лишь 55 лет.

Возраст, в котором еще десять раз можно начать жизнь с чистого листа. А он все никак не мог перевернуть страницу прошлой, звездной жизни. Кстати, экспертиза показала, что спортсмен многие годы жил с опухолью мозга, которая становилась все больше и больше.

Пятнадцать тысяч человек пришли попрощаться с Федором Черенковым в манеж в Сокольниках 7 октября 2014-го. Столько народу не всегда и матчи собирают. Спустя год возле спартаковского новенького стадиона «Открытие Арена» с большой помпой откроют памятник великому спортсмену. Позднее еще и одну из трибун назовут его именем.

Но что от всего этого толку? Помочь бы человеку при жизни, дать работу, поручить какое-нибудь дело, связанное с его любимым футболом… А там, может, и болезнь бы не спешила, и смерть подождала, и мысли о суициды в голову бы не приходили.

Однако, в свои последние годы о Федоре Черенкове помнили только мальчишки, с которыми он гонял мячик во дворе. Прямо как в детстве. Именно из этого босоногого детства он вырос в большую звезду. И его носили на руках, пока он давал результат.

А потом он стал никому не нужен. И умирал на земле, не дойдя по дома несколько шагов. Вот что страшно… А памятники и все эти мемориальные доски еще ни одного великого человека из могилы не поднимали…

Полная версия