Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Слава, тюрьма и выстрел в затылок: судьба актрисы Зои Федоровой

Звездные роли, ГУЛАГ, «бриллиантовая мафия», мечты о загранице и… выстрел в затылок – все это сумасшедшая жизнь и странная смерть одной из знаменитых актрис.

Из драмкружка в звезды кино

«Подруги», «Музыкальная история», «Свадьба в Малиновке» - кто из россиян постарше не помнит этих фильмов Зои Федоровой? Будущая звезда советского кино, уроженка дореволюционного Питера, переехала с семьей в Москву в 11-летнем возрасте после того, как ее отцу-работяге повезло при новой Советской власти. В 1918-м тому предложили место начальника паспортной службы Кремля.

Маленькая Зоя была смышленой девчонкой. Но, по большому счету, все, что ее интересовало – это походы в местный драмкружок. Сначала просто смотрела, как занимаются другие, потом попробовала, потом втянулась – за уши не оттащить.

После школы у Зоиного отца была возможность пристроить дочь «куда надо», и даже на время пристроили счетчицей в Госстрахе. Но та уперлась: все равно пойду в театральное училище. И пошла. Училась в одном – его закрыли, перевелась в другое.

Обучение не забросила, даже после скороспелого «студенческого замужества». Из семейной жизни ничего толком не вышло. И после выпуска в 1934-м Зоя замужем уже дважды – на этот раз (как шептали завистники – по расчету) за известным в то время кинооператором Раппопортом.

Не долгой оказалась и эта семейная идиллия – в 39-м Зоя замужем за летчиком, который погибнет в 42-м. Но Зою такие «семейные пересменки» волнуют мало. Ее карьера двигалась по восходящей, и после дебютной «Гармони» в 1934-м, ее заметили. Одна из главных ролей в кинохите тех лет «Подруги» в 1936-м воздвигла ее на олимп славы.

Наверное, и «сильные мира сего» того периода не прочь были просматривать фильмы с участием Зои Федоровой. Даже арест в 1938 году ее отца, ставшего подобно десяткам тысяч других советских людей, «шпионом и вредителем» по сфабрикованному делу, не только не вызвал «цепную реакцию», когда вслед за одним идут в тюрьмы все его близкие, но даже ничуть не сказался на ее карьере. Главные роли продолжали сыпаться как из рога изобилия.

Дочь от «шпиона»

Жила актриса припеваючи и, не задумываясь о завтрашнем дне. «Советская Мэри Пикфорд», как ее называли за то, что кроме кино, она обожала только три вещи - фильдеперсовые чулочки, шикарные шляпки и быстрый фокстрот. Так было до декабря 1946 года. За несколько дней до нового 47-го Зою Федорову арестовали, обвинив в антисоветской деятельности, шпионаже и до кучи в подготовке покушения на самого Сталина.

За время следствия Федорову сто пять раз вызывали на допросы. Следствию удалось доказать, что актриса была близко знакома с американским военно-морским атташе Джексоном Тейтом, имела с ним интимную связь с ним и даже родила от него ребенка.

К тому времени сам «американский шпион» успел вернуться на родину, а Зоя скоренько выскочила замуж за композитора Александра Рязанова. Но следователи легко разгадали этот «ребус», а факт измены и шпионажа посчитали доказанным.

Факт подготовки покушения подтверждался незарегистрированным пистолетом «браунинг», который актрисе на свою голову в знак признательности подарил один знакомый офицер-фронтовик. Просто в то время боевым офицерам зачастую кроме оружия нечего было и дарить.

И срок от государства

8 сентября 1947 года Особое совещание приговорило Федорову к двадцати пяти годам лишения свободы с полной конфискацией имущества. Причем срок ей полагалось отбывать не в исправительно-трудовом лагере, а в «крытой» тюрьме, что являлось дополнительным наказанием. Из «Лефортово» по этапу переправили в печально известный Владимирский централ, затем в Челябинскую тюрьму, а позже снова вернули во «Владимирку».

О причинах обратного перевода можно было судить из воспоминаний других заключенных. Зоя Федорова была женщиной решительной и шумной. Даже в неволе она осталась такой же. Исполнять приказы надзирателей не хотела, работать отказывалась, порой поливала тюремщиков по чем зря. 

Но зная, что она все-таки недавно была любимицей сильных мира сего, начальство тюрем побаивалосьс ней связываться. И старалось найти причину, чтобы отправить ее отбывать срок в другое место. Так и кочевала она из тюрьмы в тюрьму.

Вернувшись во Владимирскую область, «чудила» Зоя Федорова и в Суздальской «крытке». Позже об этом вспоминала одна из монахинь, которых в те годы осуждали «пачками»: «Там режим был тюремный. Выводили на двадцать минут гулять, работать не заставляли. Давали читать книги. Вместе с ними, а их было человек десять, сидели и артистки Зоя Федорова и Русланова. "Русланова была женщина серьезная, а Зоя - пустяшная. Опозорила нас!" - сказала одна. "А как?" - "Да генерал приезжал раз, все проверял, спросил у нас, как нас кормят, а Зоя повернулась к нему спиной и испортила воздух. Генерал покраснел, ну, а Зою в карцер отправили. Любила бунтовать!».

Там актриса некоторое время сидела в одиночке, затем в одной камере с известной певицей Лидией Руслановой. Иногда знаменитые арестантки устраивали для администрации тюрьмы небольшие концерты, получая в качестве гонорара продукты, папиросы и чай – все то, что в тюрьме было на вес золота.

Воля и чуть-чуть Америки

На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осуждённых по политическим статьям. Перекантовавшись какое-то время у тюремной подруги так же известной личности Лидии Руслановой, зимой 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией, которая после ее осуждения жила в семье родственников в Казахстане, и вскоре вернулась в кино.

Ролей было много – хотя, в основном эпизодические. В кино пришли новые звезды – моложе и нахальней. Ошеломляющая красота осталась там – в застенках ГУЛАГа, да и характер в тех местах ломать умели. Возможно, не найдя себя здесь после отбывания срока, Зоя Федорова решилась на эмиграцию в США – довольно-таки непростую вещь в то время.

Была ли это так и не убитая лагерями любовь к Джексону Тейту, отцу ее ребенка, или просто осознание своей ненужности в этой стране, но в 1976-м актрисе разрешили кратковременные выезды в Америку, где она снова встретилась с Тейтом, куда годом ранее отправила их дочь.

Но встретить старость вместе Тейт и Федорова не успели. Человек, из-за которого Зоя отсидела больше восьми лет в сталинских тюрьмах и лагерях, умер в 1978-м, когда Федорова еще только-только приступила к сбору документов для выезда на ПМЖ.

Выстрел в затылок

К этому времени Зоя, в 1965-м получив звание народной артистки РСФСР, из актрисы кино, по сути, превратилась, как сейчас говорят, в «великосветскую тусовщицу, «светскую львицу», которую больше всего в жизни заботили… бриллианты.

Где, с кем и какие она водила знакомства, оставалось тайной за семью печатями. Но за Федоровой прочно закрепилось кредо человека, способного купить или продать «любые камушки». Заниматься драгоценностями, в том числе, скорее всего, и криминальными, дело хлопотное и небезопасное. А так как Зоя собиралась ехать жить в США, к концу семидесятых вокруг нее постоянно ходили слухи о том, что в Америку она собралась «не пустой».

До конца до оформления документов на выезд оставалось совсем ничего, когда случилась трагедия. 10 декабря 1981 года Зоя Федорова была убита выстрелом в затылок в своей шикарной трехкомнатной квартире на Кутузовском проспекте в Москве.

Все, что удалось установить следствию, это то, что Зоя Алексеевна была хорошо знакома с убийцей, сама открыла ему входную дверь, впустила в квартиру, а затем спокойно уселась в кресло. Судя по всему, они собирались разговаривать, но неизвестный собеседние обошел артистку сзади и выстрелил.

Хранила ли Зоя Федорова в квартире какие-то серьезные ценности и, унес ли убийца что-то с собой, так и осталось неизвестным. Не нашли и самого стрелка. Визуально, квартира ограблена не была. Но, если Зоя знала своего гостя, возможно, и гость знал, где лежит то, что ему нужно, а значит, громить комнаты в поисках ценностей необходимости не было.

Выдвигалось так же предположение о том, что Федорова могла перепродать криминальные бриллианты, украденные у какого-нибудь большого чиновника или «авторитетного» коллекционера, который мог нанять киллера, чтобы наказать «посредницу» в назидание другим.

Шептались и о том, что Федорова могла быть хранительницей криминального бриллиантового «общака». А, значит, знала слишком много. Соответственно, на фоне предстоящего отъезда в «штаты» ее «коллегам» по «бизнесу» совсем не хотелось, чтобы Зоя увезла в другую страну все их криминальные тайны.

В любом случае, дерзкое и весьма резонансное преступление так и осталось нераскрытым, несмотря на то, что особо старательные сыщики пытались разобраться в делах советской «бриллиантовой мафии». Да кто ж им даст? На то она и мафия, что во главе нее стоят люди и целые кланы, куда простым людям путь строго заказан.

Зато всегда открыт для посещения Ваганьковского кладбища, где с почестями была похоронена и нашла свое успокоение народная любимица Зоя Федорова. Она была действительно великой актрисой. А все остальное просто… прилагалось.

Полная версия