Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Женитьба как лекарство: Михаил Козаков имел пять жен, а умер нищим и одиноким

Слава артиста сопровождалась его бесконечными свадьбами и разводами, пока он не остался один без крыши над головой. Смерть нашла артиста в доме престарелых.

Кто не помнит злодея Педро из «Человека-амфибии», полковника из картины «Здравствуйте, я ваша тетя!» и других выразительных героев, блистательно сыгранных этим актером? А ведь была еще успешная театральная карьера. А ведь были еще «Покровские ворота», снятые им уже как режиссером.

Но блистательная карьера Козакова на протяжении всего времени сопровождалась «скачками напряжения» в личной жизни. Актер женился, разводился, снова женился… И так пять раз.

Но в последние годы удача покинула его и в работе и в «амурных» делах. Последняя молодая супруга оставила его без крыши над головой, а смертельная болезнь лишила возможности работать.

Он уехал умирать в Израиль к предыдущей жене, а из жизни ушел в приюте, куда свозили доживать свои дни всех старых и ненужных. За окном стоял солнечный день 22 апреля 2011 года, когда не стало замечательного российского артиста. Да кому до этого было дело в чужой стране?

Мальчик из хорошей семьи

Михаил Козаков появился на свет в милой интеллигентной семье, где ему с малых лет прививали любовь к книгам и искусству. Правда, счастливое детство закончилось быстро и страшно. Семья Козакова подверглась репрессиям, а после начала войны была сослана в холодный Пермский край.

Против воли близких, видевших сыну какую-нибудь более практичную профессию, молодой Михаил выбрал искусство, поступив в школу-студию МХАТ. Он понял, что нашел призвание, да и надо признать, что молодому актеру везло с самого начала.

Сразу после окончания вуза его приняли в театр имени Маяковского и дали роль Гамлета, о которой мечтали сотни артистов. А еще он дебютировал, сыграв вместе с Иннокентием Смоктуновским в картине «Убийство на улице Данте».

Первую любовь Козаков встретил еще в студентом. Эстонка Грета Таар работала художником по костюмам на «Мосфильме». На его предложение руки и сердца она сказала «да». Молодые сыграли скромную свадьбу, а спустя некоторое время супруга родила начинающему артисту дочь Екатерину и сына Кирилла.

Карьера Козакова продолжала идти в гору. Он перешел в престижный «Современник», а вышедшая в 1961 году картина «Человек-Амфибия» сделала его популярным. В том числе, и у поклонниц. Поговаривают, актер отвечал на взаимность красоток, и спустя 10 лет совместной жизни Грета не выдержала. Брак распался, жена просто не выдержала измен зазвездившегося супруга.

Взлеты и падения

После невероятного успеха «Человека-амфибии» Козаков не стал развивать успех в кинокарьере, а ушел с головой в работу в театре. А потом была новая любовь. Художница Медея Берелашвили, грузинка из знатного рода, вскоре после женитьбы подарила супругу дочь Манану.

Но яркий роман, который быстро перешел в супружество, так же быстро и очень шумно распался. Художница забрала дочку и укатила в Грузию – к родне, которая и раньше косо смотрела на брак Медеи с «этим актеришкой».

После развода Козаков стал изрядно выпивать. Совсем ему не пропасть не позволили… новая любовь. Ею стала переводчица Регина Быкова. И снова – короткий роман и быстрая свадьба. Да и в делах у Козакова все стало налаживаться. Он успешно вернулся в кино, роскошно сыграв в фильмах «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Соломенная шляпка» и «Вся королевская рать».

А еще, заглядывая в завтрашний день, Козаков попробовал себя в роли режиссера: поставил телеспектакль «Ночь ошибок», а затем сняв фильм «Безымянная звезда». А спустя еще десять лет появится на свет его самая знатная работа: фильм «Покровские ворота».

Творчество вперемешку с амуром

Брак с Региной Быковой не дал Козакову детей. Но надо отдать должное его супруге. Восемнадцать лет она терпела его несносный характер и слухи о бесчисленных романах мужа на стороне. А потом решила, что наступила пора ей пожить для себя. И уехала работать за границу, оставив Козакова в одиночестве.

И тот, пораженный тем, что его бросили, снова запил. И вновь вылечился с помощью нового увлечения. Актриса из Кишинева Анна Ямпольская была младше артиста на четверть века. После свадьбы она оставила театр и целиком посвятила себя семье, подарив мужу сына Мишу и дочь Зою.

Со стороны их семья выглядела счастливой, и всем казалось, что это будет последним браком Козакова. Тем более, все беды и трудности супруги пытались преодолеть вместе. Когда в девяностые стало совсем плохо с работой, семья уехала в Израиль. Однако, там себя Козаков толком так и не нашел, поэтому спустя несколько лет он вернулся в Россию, создав театр «Русская антреприза Михаила Козакова».

И только тогда общество узнало, почему он приехал один. Просто спустя 14 лет супружеской жизни они с Ямпольской стали бывшими мужем и женой.

хорошее дело браком не назовут

Так что, Козаков снова приобрел статус завидного жениха. А через два года его сердце опять оказалось занятым. Казалось, в простой учительнице Надежде Седовой, которая была на сорок лет его младше, артист, наконец-то, нашел успокоение. Но и этот брак в жизни Козакова не стал последним, хотя и эту жену он называл «последней и единственной на всю жизнь».

Когда они познакомились, Наде не было и двадцати. Юное «невинное» создание покорило сердце престарелого артиста. Но после свадьбы супруга предстала в ином обличии. Она не работала, не училась – лишь закатывала скандалы приезжавшему с очередных гастролей мужу, требуя денег и внимания.

75-летний Козаков не выдержал и подал на развод и предложил уроженке Нижнего Новгорода отправляться обратно на малую родину. Но юной «лимитчице» понравилось чувствовать себя москвичкой. Она потребовала или часть квартиры Козакова или 100 тысяч долларов отступных.

Деньги она получила, однако, на подписание документов об отказе от квартиры Козакова не явилась. Да и жильё не освободила. В общем, артиста банально «кинули». Пожилому актёру стало некуда податься. Жить в одной квартире с бывшей женой он не решался. И тогда Козыков собрал последние деньги, что у него ещё оставались, и подался в Израиль, к экс-супруге Анне Ямпольской.

Анна по первости поддержала бывшего мужа и очень возмущалась тем фактом, что у него фактически отобрали жильё. «Эта квартира была приобретена Козаковым в браке со мной. И даже я на нее не претендовала», - рассказывала Ямпольская.

Один на один со смертью

У Михаила Козакова было одно хорошее качество. Он всегда чувствовал ответственность за своих детей. И, несмотря на расставание с их мамами, продолжал своим отпрыскам от разных браков помогать.

Но именно это обстоятельство плюс «кидок» с квартирой к старости сделали его почти нищим. А тут ещё и разные болячки стали одолевать. И когда артист, наконец, решился на серьезное обследование, у него выявили рак легких в последней стадии. Он пробовал бороться с болезнью, лечился в дорогой клинике. Но это лечение было запоздалым.

Когда стало понятно, что артисту осталось только доживать свой век, Ямпольская перевела бывшего супруга в «Дом отцов». Этакий частный пансионат для престарелых.

Весной 2011-го 76-летнему Козакову стало плохо, его срочно отвезли в больницу. Понимая, что умирает, режиссер попросил купить себе место на Введенском кладбище в Москве.

Один из его многочисленных детей, сын Михаил все-таки оказался рядом с отцом в его последние минуты. Но помочь ему уже никто не мог…

У великого артиста осталось пятеро детей и столько же внуков. Да и жен было столько же. Прямо магическая цифра какая-то. Сам Козаков любил говорить, что его многочисленные женитьбы были его «лекарством» от одиночества. Только в самые трудные и самые последние минуты его жизни рядом с ним не оказалось никого из числа тех, кого он любил.

Полная версия