С первого дубля: как оборотни в погонах ограбили знаменитую киностудию
Ограбление киностудии имени Горького в 1985 году было самым громким, но далеко не единственным делом кровавой банды сотрудников милиции.
С кражи запчастей до мокрухи
Москвичи Вячеслав Евстратов и Виктор Савченко жили в одном доме и были приятелями. Оба являлись представителями власти. Савченко был майором ГАИ, а Евстратов работал в военизированной охране на Автозаводе имени ленинского комсомола. И оба считали, что имеют меньше, чем заслуживали.
Так что, когда в 1981 году Евстратов предложил Савченко вместе с ним совершать кражи дефицитных частей, амортизаторов и радиоприемников с завода, последний согласился не раздумывая. Он считал себя обделенным и не хотел жить так, как живет большинство советских граждан. Тем более, как гаишник, он имел знакомых среди сбытчиков и мог легко реализовывать краденное.
Однако, даже несколько тысяч рублей, немалые, кстати, по тем временам деньги, которые они наварили на запчастях, их не устраивали. Хотелось большого куша. Такого куша, чтобы взять его один раз и всю оставшуюся жизнь купаться в богатстве.
Обдумывая различные сценарии обогащения, бандиты решили ограбить инкассатора, перевозившего деньги в один из подмосковных военных гарнизонов. Савченко даже раздобыл пистолет. Однако, для нападения бандитам требовался еще и автомобиль. Пешком на такое дело было идти как-то не с руки.
К этому времени приятели уже несколько месяцев следили за перевозчиком денег и понимали, что остановить того и застать врасплох можно лишь протаранив его автомашину своей. После этого всех быстро перестрелять, забрать деньги и ходу. Такой сценарий придумали эти люди, которые по долгу службы сами были призваны охранять покой и жизни граждан.
Однако, на пути к большому кушу они не собирались щадить никого. В том же 81-м году Евстратов, просто чтобы набить руку, жестоко убил водителя такси, забрав у того всего тридцать рублей выручки.
Спустя еще несколько дней он остановил на шоссе грузовик с надписью «Госкино» и попросил водителя подвезти его к дому. В пути Евстратов попросил шофера на минутку остановиться, а потом выстрелил тому в голову. Ему была нужна машина. Чужая жизнь ему была не нужна. Выкинув тело жертвы из грузовика, он сам сел за руль, и поехал к тому месту, где его с нетерпением уже ждал Савченко.
По дороге Евстратова для проверки остановил инспектор ГАИ. Место было безлюдным и одуревший от крови убийца, не долго думая, выстрелил в милиционера в упор, убив того наповал. Такое хождение по трупам, как ни странно, спасло жизнь инкассатора, которого парочка собиралась грабить. Угон машины и убийства наделали много шума. Милиция рыла носом землю, патрули шастали по всему городу. Бандитам пришлось на время залечь на дно. Тут уже не до намеченного ограбления.
Некиношный сценарий
В 1985 году Евстратов устроился на должность начальника группы караула ВОХР на киностудию имени Горького. И уже спустя несколько дней вместе с подельниками вскрыл сейф в караулке и похитил пять револьверов с обоймами.
А уже через два дня один из похищенных пистолетов «заговорил», когда Евстратов напал на таксиста в подмосковном Реутове. И хотя водитель по счастливой случайности выжил, описать нападавшего он так и не смог.
Револьверы бандиты спрятали у родственницы Савченко, живущей в белорусском Могилеве, куда подельники время от времени съезжались, чтобы более тщательно обсудить предстоящее «ограбление века». Там садист по жизни Евстратов своеобразно издевался над своей сожительницей Еленой – ставил ее к забору и «расстреливал», раз за разом посылая пулю в сантиметрах от головы женщины.
Зачем он это делал, было не понятно. Возможно, просто его садистская натура требовала выплеска эмоций. А, может, просто запугивал сожительницу, которая и без того прикрывала его, фактически став соучастницей (о чем, кстати, потом горько пожалеет).
21 февраля 1985 года бандиты совершили нападение на инкассатора, снимавшего кассу в одном из московских магазинов. Убив его, бандиты похитили сумку с деньгами. Но сумма разочаровала бандитов. И тогда Евстратов твердо решил ограбить киностудию имени Горького, на которой в тот момнет трудился и куда был вхож практически в любое время.
К этому времени их криминальный дуэт с Савченко превратился в трио. К ним присоединился некий Костемеров, которому в новом кровавом деле было суждено сыграть одну из ключевых ролей.
Дело в том, что Евстратов знал о том, что кассир киностудии Валентина Теленкова всегда привозит из банка под зарплату крупную сумму денег, а выдача их по разным причинам растягивается на несколько дней.
Но совершать ограбление в открытую на всегда многолюдной студии было делом слишком рискованным. Поэтому Евстратов пришел к выводу, что украсть деньги из сейфа лучше в его смену и уже с ключом от него на руках. А ключ был у Теленковой.
Сначала Евстратов рассчитывал тайком сделать с ключа слепок. И даже для этого однажды напросился к Валентине в гости домой. Но остаться с ключом наедине не вышло, женщина носила ключ строго при себе. И даже спать ложилась, одевая его на веревочке себе на шею.
Тогда было решено добыть оригинал, для чего на дело снарядили новичка Костемерова. Однажды вечером тот, переодевшись в форму сотрудника милиции (предоставленную ему Савченко), пришел в квартиру Теленковой. Представившись участковым, Костемеров сказал, что на хозяйку поступила жалоба от её соседей снизу из-за якобы постоянного шума, попоек и антисоциального образа жизни. Мол, проверяем сигнал.
Ничуть не сомневаясь, что перед ней настоящий милиционер, Теленкова пригласила Костемерова в квартиру, чтобы он убедился, что она живет одна и в квартире у нее уют и порядок. Костемеров прошел внутрь, и улучив момент, выстрелил в хозяйку, затем снял с нее ключи и забрал так же пломбир от сейфа.
Дальше в дело вступил Евстратов. В свою смену он накрыл своим коллегам «поляну» под выдуманным предлогом, а когда все изрядно «окосели», предложил охранникам по-тихому разойтись по домам. Мол, лучше уж я один подежурю, чем вас тут кто-то пьяных на посту застукает.
Когда его подчиненные разъехались, Евстратов и присоединившийся к нему Костемеров отключили сигнализацию, похитили из сейфа около 50 тысяч рублей, снова включили сигнализацию и скрылись.
Неотвратимость наказания
После этого ограбления Евстратов решил как ни в чем ни бывало выйти на работу. Однако, нервы не выдержали, и он спешно уехал к родственникам в Тамбовскую область. К этому моменту сыщики уже поняли, что так взять сейф в киностудии мог только кто-то свой. Сигнализация была отключена не просто грамотно - а как-то слишком по-свойски. Да и к тому времени эксперты уже изучили пулю из тела убитой кассирши Валентины Теленковой и нашли ее идентичность с похищенными боеприпасами и револьверами из оружейной комнаты киностудии. В общем, версия о том, что здесь действовал кто-то свой, подтверждалась все больше.
Исчезновение начальника караула лишь усилило эти подозрения, поэтому его было решено задержать. Что интересно, доставленный под конвоем в Москву Евстратов, этакий «крепкий орешек», не боявшийся чужой крови матерый бандит, на первых же допросах «сдулся», признавшись в своих преступлениях.
А заодно без всяких колебания сдал всех своих подельников. Так убийца, понимающий, какое наказание ему светит, пытался выторговать у советской фемиды пусть большой, но срок вместо высшей меры.
Но правосудие убийц не пощадило. Все трое бандитов были приговорены к исключительной мере наказания - смертной казни. Все апелляции приговоренных были отклонены, приговор привели в исполнение.
Кстати, и гражданская жена Евстратова Елена, которую шуточно «расстреливал» сожитель, получила 6 лет колонии за пособничество. Она могла сообщить в «органы» о банде, тем более, ее саму запугивали и избивали. Таким образом даомчка вообще могла остаться в ранге свидетельницы. Но женщина этого не сделала.