Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Нераскрытое убийство советской школьницы, за которое казнили двоих

Дело об убийстве ростовской школьницы 1978 года стало одним из самых противоречивых в истории советской криминалистики. Многие считают, что казнили невиновных.

Первый подозреваемый

9-летняя Елена Закотнова исчезла 22 декабря 1978 года. 24 декабря в городе Шахты Ростовской области, рядом с мостом через реку Грушевку, было обнаружёно её изуродованное тело. Экспертиза показала, что неизвестный жестоко изнасиловал ребенка, а потом нанес малышке три удара ножом и задушил.

Убийство ребёнка, да ещё такое изуверское, в те времена вызывало шок и народное возмущение. А посему требовало немедленного раскрытия. Начальство всех мастей стучало кулаком по столу, давило на следствие. На убийство в маленьком райцентре бросили одного из опытнейших местных сыщиков - старшего следователя Ижогина, который быстро определился с главным подозреваемым.

Милиция задержала 25-летнего местного жителя Александра Кравченко, который ранее уже отбывал срок за похожее злодеяние. Восемь лет назад, в 1970-м он, сам еще подросток, изнасиловал и жестоко убил 10-летнюю соседскую девочку. За такое его могли поставить к стенке. Но юный возраст спас, ему дали «десятку». Он вышел через шесть добывать наказание на исправительных работах.

Помимо похожего случая против Кравченко был и тот факт, что жил он совсем рядом с местом, где было найдено тело Лены Заотновой. Здесь было мало жилья, немноголюдно, и, по мнению сыщиков, Кравченко вполне мог совершить свое злодейство и остаться при этом незамеченным.

Казалось, дикое преступлнеи на самом деле уже раскрыто. Но у подозреваемого неожиданно нашлось алиби. Причем, тройное. Примерно в то время, когда, по версии экспертов убивали школьницу, тот по дороге с работы заходил в гости к приятелю. Да и супруга Кравченко подтвердила, что вернувшись со смены, муж из дома до утра не выходил.

Конечно, зачастую муж и жена одна сатана. Однако, и тут следствию не повезло. К Глаине в тот вечер заглянула на «огонек» подружка Татьяна Гусакова, которая видела, Александр вернулся домой. А когда он почти в полночь уходила из гостей, тот все еще был в своей комнате. К тому времени маленькая Лена уже была мертва.

Подозреваемый тот же, обстоятельства новые

Следствие по делу Елены Закотновой все еще искало убийцу, когда Кравченко попал в милицию по новому кругу. Это случилось уже в конце января 79-го. Кравченко поймали на мелкой краже у соседа.

И вот здесь кто-то из сыщиков выдвинул версию – а вдруг бывший уголовник использует старый трюк, пожелав сесть за небольшое преступление, чтобы уйти от наказания за более тяжелое злодеяние? Тем более, кража была совершена небрежно, краденные вещи нашли в доме у Кравченко чуть ли не на самом виду. На бывалого урку это не похоже.

Следователи решили «крутить» Кравченко снова по делу об убийстве школьницы. А заодно занялись и его супругой, которая тоже подозревалась в соучастии в краже. Женщину припугнули, сказав ей, что её подозревают и в соучастии в убийстве Лены. И та быстро поменяла свои показания относительно алиби мужа. Спустя сутки тоже самое сделала и вторая свидетельница – Татьяна Гусакова.

Это было давно, о каком-то давлении со стороны следователей говорить достоверно едва ли можно. Но все наводит на мысль, что и без этого не обошлось. Тем менее, в феврале Кравченко написал признание в убийстве девочки. А в начале марта от показаний откажется, заявив, что его заставили обличить себя. Потом он снова сознается, а спустя несколько месяцев, уже на суде в очередной раз от своих слов откажется.

Так будет еще не раз, однако, судьба Кравченко для фемида уже была, похоже, ясна. 16 августа 1979 года Ростовский областной суд приговорил Кравченко к смертной казни, хотя тот по-прежнему твердил о своей невиновности и о том, что показания у него выбили.

Приговор был обжалован и в ноябре 1979 года Верховный Суд РСФСР вернул дело на доследование. В декабре уже 1980 года коллегия Верховного Суда РСФСР отменила смертный приговор Александру Кравченко, ожидавшего решения своей судьбы в камере смертников. Остался лишь срок за кражу, правда, нереально огромный. За украденное у соседа старое тряпье мужчина получил 15 лет колонии строгого режима.

Но даже такой расклад не устроил родственников погибшей девочки. Теперь уже они принялись оспаривать слишком мягкий для убийцы приговор. Уголовное дело ещё дважды возвращалось судом на дополнительное расследование, отменяя предыдущие решения.

В деле было много белых пятен, показания Кравченко постоянно путались. Отдельные следователи предлагали расширить следствие и, перестав зацикливаться на одном Кравченко, начать проверять и других возможных подозреваемых. Но этого сделано так и не было.

23 марта 1982 года Ростовский областной суд, в третий раз рассмотрев дело, снова приговорил Кравченко красстрелу. В мае того же года коллегия Верховного Суда РСФСР оставила приговор без изменения. В ноябре 1982 года ходатайство приговоренного было отклонено во всех самых высших инстанциях, а 5 июля1983 года Кравченко был расстрелян.

Маньяк оправдал расстрелянного «убийцу»

В восьмидесятые годы по ростовской земле прошла волна других жестоких убийств, сопряженных с изнасилованиями. С 1981 года по 1990 год погибли более полусотни женщин и детей, многих находили в лесополосах недалеко от «железки». Стало ясно, что это дело рук маньяка, поэтому о Кравченко уже все забыли. Но, как потом оказалось, вспомнить о нем еще придется, и не раз.

В декабре 1985 года началась знаменитая операция «Лесополоса», пожалуй, самое масштабное оперативное мероприятие, когда-либо проводившееся советскими правоохранительными органами. За время ее проведения были проверены сотни тысяч человек, а правоохранители использовлаи даже авиацию для патрулирования окрестных железнодорожных станций, путей и лесов.

Специальную оперативную группу, занимающуюся делом убийцы из лесополосы, возглавлял опытный сыскарь Виктор Бураков. Но все равно маньяк был задержан лишь 20 ноября 1990 года. Звали его Андрей Чикатило.

Спустя неделю он уже начал давать показания, признаваясь в одном убийстве за другим - в том числе, в убийстве Елены Закотновой. Вот тогда и вспомнили о Кравченко. Сыщики подготовили материалы для отмены приговора в его отношении. Однако, тогда Верховный суд счел факты не убедительными.

Параллельно с этим шло расследование остальных убийств Чикатило, но самому первому эпизоду было уделено самое большое внимание. В 1991 году после долгой и тяжёлой следственной работы и трех судебных отказов приговор по делу Кравченко все-таки был отменен. Хотя, конечно, ему самому это уже никак помочь не могло.

Осудили, расстреляли - но доказали не всё.

Андрей Чикатило был обвинён в 53 убийствах. Убийство Елены Закотновой тоже вошло в список его злодеяний. Хотя при этом многие отмечали, что именно по этому преступлению подсудимый в своих показаниях путался больше всего.

А потом и вовсе случился скандал. На одном из судебных заседаний, которое проходило 21 апреля 1992 года, Чикатило отказался от своей причастности к убийству Елены Закотновой. Скандал усугублялся тем, что отдельные чиновники уже поспешили послать рапорты «наверх» о том, что в деле об убийстве шахтинской школьницы, наконец-то, поставлена точка. Ведь когда выяснилось, что расстрелянный Кравченко не убивал девочку, под многими тогда зашатался «стул».

Дальше - больше. Вскоре, уже при оглашении обвинительного заключения по делу Чикатило один из двух гособвинителей А. Куюмджи наотрез отказался обвинять того в убийстве Елены Закотновой, считая, что по этому преступлению его вина не доказана. Но мельницу правосудия уже не мог остановить один-единственный правдолюб. Слишком принципиального прокурора быстро заменили другим.

15 октября 1992 года при оглашении приговора Ростовский областной суд признал Чикатило виновным в убийстве 53 человек, в том числе и Елены Закотновой. Это заставило многих вздохнуть с облегчением.

В 1994 году Чикатило расстреляли. Однако, уже после казни суд отменил приговор по делу Закотновой, и Чикатило посмертно был признан невиновным по этому эпизоду. Таким образом, и неисправимый преступник Александр Кравченко, и жестокий маньяк Андрей Чикатило, по мнению суда, Елену Закотнову не убивали.

Но, видимо, от бесконечного расследования по этому делу устали все. И на «земле» и наверху. Конечно, оно было возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам. Но никто так больше и не привлекался виновным или подозреваемым по делу 9-летней шахтинской второклассницы Елены Закотновой. А это значит, что дело на протяжении уже сорока с лишним лет так и считается нераскрытым…

Полная версия