Его называли гением, а он не торопился догонять славу. Ему говорили – будь выше других, а ему нравилось жить как все. Но смерть уже подстерегала за углом.
То десятилетие – конец шестидесятых – конец семидесятых годов прошлого века – стало какой-то черной полосой для советской режиссуры. Тогда целая плеяда талантливых людей ушла из жизни трагически и в самом расцвете лет и сил. И в самом начале этого скорбного списка находится кинорежиссер Никита Курихин, которому жизнь позволила лишь пройти рубеж 45-летия.
Под гром фанфар и слезы неудач
Он дебютировал в большом советском кино в 1959 году. Причем, первая же его попытка влиться в профессию не только не стала комом, напротив, сделала его известным и заставила очень многих о нем говорить.
Курихин, пусть и в соавторстве с Теодором Вульфовичем, снял фильм «Последний дюйм». Популярность ленты среди молодежи начала шестидесятых была поистине сумасшедшей. Фильм даже называли своеобразным гимнои молодого поколения той эпохи. А песню из этой картины «Тяжелым басом гудит фугас…» знал каждый советский школьник.
Правда, грандиозный успех, который по идее должен был проложить Курихину прямой и легкий путь к настоящей славе, продолжения не получил. Закрепить громкое начало не выходило. Да, Курихин много работал, снимал, выпускал… И его работы в последующие десять лет критики оценивали вполне положительно. Но...
Ни его «Мост перейти нельзя» 1960 года, ни «Барьер неизвестности» 1962-го, ни «Жаворонок» 1965-го, ни даже колоритная лента «Не забудь… станция Луговая», снятая в 1967-м, даже близко не повторили успех «Последнего дюйма».
Последней картиной Курихина стала художественно-документальная лента «Страницы автобиографии», посвященная 50-летию «Ленфильма». Фильм не претендовал на что-то значимое, это была просто рядовая работа. Как сейчас говорят, «проходной заказ».
Она, конечно, не принесла Курихину удовлетворения. Поэтому, сдав ленту, режиссер решил уехать в отпуск. В общем-то, ему требовалось даже не сколько отдохнуть, сколько переварить свои последние неудачи. Как говорится, требовалась «перезагрузка». Однако, вернуться из отпуска живым режиссеру уже было не суждено.
Гонки на негоночном авто
По словам всех, кто его знал, Курихин никогда не был рвачом, ни крохобором. Его интересовала работа, а исключительно блага, которые она принесет. Оставался он равнодушным и к автомобилям, искренне не понимая тягу большинства тогдашних знаменитостей к обязательному наличию «Москвича», а то и чего попрестижней. «Волги», например.
Курихин долгое время, уже даже будучи известным в киношной среде, ездил на работу и обратно в переполненном автобусе. И считал это нормальным. Лишь позже, когда коллеги совсем загнобили его за излишнюю скромность, нехотя купил машину. Да и то… «Запорожец». Такой еще – старого типа, круглый. Его еще называли «божьей коровкой». Курам на смех, в общем.
Кстати, даже такое неказистое транспортное средство досталось режиссеру без преувеличения по блату. Помог знавший «всех нужных людей» друг и актер Георгий Юматов.
Хотя даже после приобретения авто Курихин так и не стал страстным автолюбителем. «Запорожец» чаще всего неприкаянно стоял под окнами, пока его хозяин в очередной раз шел к автобусной остановке. Не любил Курихин машины и старался пореже садиться за руль.
Однако, после ленты о «Ленфильме» в отпуск в Прибалтику чета Курихиным отправилась на собственном авто. И этот отпуск оказался очень коротким. Фактически, он закончился, еще даже не начавшись.
5 июля 1968-го режиссер с супругой выехали из Ленинграда, а уже ранним утром следующего дня их не стало. Эксперты предположили, что неопытный водитель Курихин мог просто уснуть за рулем. Может даже, просто сомкнул глаза на несколько мгновений, но этого оказалось достаточно, чтобы упустить руль.
Ставший неуправляемым «Запорожец» на полной скорости вылетел в кювет и со всего маху врезался в дерево. Оба супруга погибли на месте. Курихину было лишь сорок пять. После него остались лишь память и масса нереализованных планов…