Москва
3 января ‘25
Пятница

Легенда, которую сломали девяностые: судьба актера Николая Крючкова

Знаменитый артист всегда был крепок и духом и телом. Но перестройка и лихие 90-е сумели выбить почву из-под ног уже пожилого и всеми забытого человека.

В актеры бы я пошел - пусть меня научат

Уже будучи взрослым и известным Николай Крючков вспоминал: «Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня, семимесячного, родила, а потом выходила, вырастила...».

Будущий актер родился в очень бедной многодетной и, как сейчас говорят, неблагополучной семье 24 декабря 1910 год в Москве. Мать работала ткачихой, тянула хозяйство. Отец пил и часто устраивал дома пьяные сцены со словами «я вам покажу, кто в доме хозяин».

Хотя какой никакой, а все-таки это был кормилец. И когда он умер, стало совсем лихо. Друзья усопшего помогали семье, кто чем мог, но семья все равно откровенно жила впроголодь.

Что такое тяжелый физический и зачастую неблагодарный труд, будущая кинозвезда знал с самых малых лет. Может быть, поэтому, отучившись в заводском училище на гравера-накатчика, до цеха так и не дошел. Решил «выбиваться в люди» другими путями.

Еще студентом он начал участвовать в художественной самодеятельности. И ему это пришлось по нраву. Николай лихо играл на гармони, пел, плясал (особенно лихо бил чечетку). И даже выходил на сцену доморощенных рабочих театров, все больше убеждаясь, что его удел иной, чем быть простым работягой.

Через тернии в звезды

Преодолев недовольство и сопротивление матери, плевавшейся от одного слова «актер», в 1928 году Крючков поступил в студию при Театре рабочей молодежи. Правда, некоторое время учебы молодой студент совмещает все-таки с заводом. Матери, и младшим братьям и сестрам надо было хоть чем-то помогать.

Первый фильм с участием Крючкова под названием «Окраина» вышел на экраны в 1933 году и мгновенно сделал молодого актера знаменитым. Фильм даже доехал до кинофестиваля в Венеции и получил там почетный приз. А режиссер Барнет, приметивший Крючкова и взявший его в «Окраину», понял, что открыл настоящее дарование. И начал одну за другое предлагать ему серьезные роли.

Да и другие режиссеры тоже взяли парня на заметку. «У самого синего моря», «Частный случай», «Возвращение Максима», «Человек с ружьем», «На границе»… Фильмы с участием Крючкова посыпались на экраны, как из гора изобилия. Тем более, молодого актера долго уговаривать обычно не приходилось. Крючков брался за все, что предлагали, легко играя и героев и злодеев.

Чемпион по «литроболу»

С тем же удовольствием, что и играл, Крючков употреблял водочку до, во время и после репетиций. Большинство режиссеров закрывали глаза на подвыпившего актера, который даже в подпитии играл на все сто.

Большинство, но не все. Михаил Ромм, например, в 1936-м снимая картину «Тринадцать» о борьбе советских пограничников с басмачами, по ходу дела вывел за «штат» Крючкова, даже перекроив ради этого сценарий.Фильм, кстати, получился удачным и в 1937 году собрал по стране самую большую кассу.

Но Крючкова, которому режиссер все-таки дал крохотную роль, «убили» чуть ли не в начале фильма. Так что, на долю Крюкова луя славы от этой ленты не упал даже краешком.

А все дело в том, что на съемках фильма Крючков частенько срывал работу из-за того, что находился в подпитии. Ромм не раз пенял на это актеру, а как-то в сердцах даже пообещал выгнать его. «Это невозможно, - нахально ответил Крючков. - Полкартины уже снято, кем меня заменить?».

Ромм промолчал, а на следующий день, когда актер опять пришел нетрезвым, Ромм крикнул вдруг ему: «Падай!». Крючков от неожиданности выполнил команду и упал на песок. «Снято, - сказал Ромм. - Можешь уезжать в Москву». «Что снято?» - не понял Крючков. «Снято, как ты падаешь, сраженный насмерть вражеской пулей. Ты убит. Больше ты мне на площадке не нужен».

Правда, история, которая для другого могла послужить уроком, ничуть не уменьшила страсть Крючкова к алкоголю. Выходец из трудной семьи и с плохой наследственностью, пить он стал еще подростком. Да еще бахвалился перед всеми. Мол, могу выпить сколько угодно и не опьянеть. А уж перепить его и вовсе не мог никто.

Как-то в перерыве между съемками знаменитых «Трактористов» Крючков и его коллеги Алейников и Андреев заспорили – кто из них больше выпьет. Когда Крючков сказал, что запросто опрокинет за раз десять стопок и останется на ногах, его подняли на смех. И даже назвали лгуном.

Тогда Крючков, на глазах у ошеломленных товарищей одну за другой опрокинув в себя заявленные десять стопок, сделал всем ручкой и пошел к себе в комнату. Больше с ним «водочных споров» никто не затевал.

Работа, работа, работа

Друзья нередко называли его безбашенным. За смелый нрав. Бывало, резал правду-матку без оглядки на чины. А после «Трактористов» ставший лауреатом сталинской премии Крючков вообще перестал кого-либо бояться.

Однажды, когда он снимался в фильме «Свинарка и пастух», к нему явился подвыпивший Василий Сталин и начал грубить и требовать, чтобы актер ушел со съемок и «не похабил прежние образы, любимые народом». И даже грозился сослать в Сибирь. В ответ Крючков спел ему: «А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля».

Утром протрезвевший Сталин-младший позвонил актеру и извинился за свое поведение. А ведь могла на самом деле быть и Сибирь. В те времена попасть туда было проще простого.

Во время Великой Отечественной войны, да и после нее Крючков активно снимается. На экраны выходят «Котовский», «Во имя Родины», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход», «Жестокость», «Звезда».

Он стал живой легендой советского кино еще при жизни. Государство часто использовало его для «хождения в народ». Или, как говорил сам актер, меня постоянно уговаривают «поторговать лицом».

Он часто заседал во всевозможных жюри и много бывал за границей, представляя отечественный кинематограф на фестивалях. Но что любопытно, звание народного артиста СССР было присвоено Крючкову лишь в 1965 году, а звание Героя Социалистического труда - и вовсе лишь в 1980-м.

В 1959-м у него случилась трагедия, от которой актер не мог оправиться несколько лет. Прямо у него на глазах его третью супругу Зою Кочановскую сбил армейский автомобиль.. Женщина умерла фактически на руках у Крючкова, и на новую квартиру в Ленинграде, которую им выделили после их недавней свадьбы, актер привез не жену, а гроб с ее телом для похорон.

Страшные реалии «новой» России

После перестройки, когда все советское кино тридцатых-сороковых-пятидесятых годов в одночасье обозвали «сталинистским», Крючкова, как одного из видных представителей этого кино, назвали «сталинским прихвостнем». И немало потрепали его имя в газетах.

Для пожилого актера не стало не только ролей, но и какой-либо поддержки от государства. Крючков в буквальном смысле выживал. Например, в 1992-м его пенсия составляла всего 75 тысяч неденоминированных рублей, половину из которых он отдавал больной дочери...

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года в возрасте 83 лет. Когда перед похоронами его давние знакомые, слегка подзабывшие актера, побывали в его квартире, ужаснулись той нищей обстановке, которая царила в четырех стенах. Так доживал свои дни человек, при жизни ставший кинолегендой.

Полная версия