Актер Юрий Каморный: «сто версий» одного смертельного выстрела
О том, как и почему погиб один самых красивых артистов советского кино, споры не утихают и сегодня, спустя почти четыре десятилетия.
Успех, загул, смерть
Один самых талантливых советских артистов и одновременно пьяница и дебошир. В нем легко уживались самые хорошие и самые плохие человеческие черты, которые составляли настоящую «гремучую смесь», пугающую окружающих и оказавшуюся смертельно опасной для самого себя.
Слава к Юрию Каморному пришла в 66-м одновременно на двух фронтах. С выходом на экраны советско-польского фильма «Зося», он стал звездой, а после романа с одной из актрис, игравшей в кинокартине, польской красавицей актер получил звание «первого любовника» страны.
Эти две «славы» так и будут потом идти параллельно карьере Каморного. Освобождение», «Кремлевские куранты», «Будни уголовного розыска», «Стрелы Робин Гуда» поднимали актера все выше к «звездам», а слухи о его «гламурных» похождениях не заглушила даже женитьба на коллеге и рождение дочери.
Впрочем, брак продержался несколько лет. Супруга подала на развод, устав от разгульной жизни мужа. Но Каморный очень быстро привел в дом молоденькую студентку Аду Ставискую, ставшую ему настоящей «фронтовой женой». Девушка ездила с ним на съемки, откачивала после пьянок. А в ответ получала зуботычины, когда пыталась уложить спать в очередной раз явившегося домой «никаким» актера.
Бывшую студентку хватило на семь лет – в 1979-м они расстались, а уже спустя несколько месяцев в квартире Каморного поселилась гримерша с Литовской киностудии, которая и стала и свидетельницей гибели актера и отчасти причиной.
Официальная версия случившегося выглядит так. 27 ноября 1981 года соседи Каморного, услышав шум драки из его квартиры, а так же женские крики о помощи, вызвали милицию. Появившийся вскоре в квартире сотрудник правоохранительных органов обнаружил хозяина в возбужденном состоянии, с двумя кинжалами в руках, которыми тот сначала угрожал находившейся там же девушке, а потом якобы двинулся в сторону стража порядка.
Милиционер произвел предупредительный выстрел, пуля от которого рикошетом ранила девушку, а вторым выстрелом попал в ногу актеру. Но попав в бедро, пуля зацепила артерию, вызвав такое обильное кровотечение, что раненный скончался буквально спустя несколько минут, когда еще даже никто не успел позвонить в «скорую помощь».
Что могло быть на самом деле?
Гибель актера власти не афишировали, но версий вокруг его смерти всегда ходило многое множество. По одному сюжету выходило, что актер пытался зарезать свою любовницу кинжалом из коллекции оружия, которую собирал много лет – и милиционеры просто спасали девушку от пьяного безумца. По другому «сценарию» Каморный бросился с саблей из той же коллекции уже на стражей порядка, и те вроде бы как защищались.
Порой среди слухов ходили и вовсе бредовые. Мол, даже смертельно раненый актер пытался напасть на милиционеров и один из них вынужден был произвести хулигану контрольный выстрел в голову. Говорили и том, что на коллекцию оружия Юрия Каморного положил глаз высокопоставленный чиновник. А вся сцена с гибелью пьяного дебошира могла быть чуть ли не заказным убийством, поскольку, по разговорам, после смерти актера ту коллекцию из близких больше уже никто и в глаза не видел.
Тем более, что годы спустя, к примеру, стало известно о заключении эксперта, утверждавшего, что смертельное ранение Каморному в бедро было нанесёно не из штатного «Макарова», состоявшего на вооружении сотрудников МВД, а из системы 5,45 мм ПСМ (Лашнев-Симарин-Куликов), которым пользовались по большей части оперативные службы КГБ. Однако, хода такому заключению в то время никто, понятное дело, не дал.
Писатель Федор Раззаков в своей книге выдвинул иную гипотезу гибели Юрия Каморного. Актер действительно был пьян и его соседи, решив, что у того белая горячка, сначала вызвала не милиционеров, а врача-нарколога. А уже тот, не сумев приблизиться к буйному пациенту, позвал на помощь стражей порядка, которые с «клиентом» церемониться не стали. Хотя в опровержение этой версии до сих пор ходят разговоры о том, что последующая экспертиза не выявила в крови артиста ни грамма алкоголя.
То же самое пытался доказать другой автор и друг актера Михаил Веллер, утверждавший в своей работе, что у Юрия Каморного в тот день произошла обычная бытовая сора с его девушкой. Но его соседи, ненавидевшие актера за его буйный и шумный нрав, расписали вызванным милиционерам ситуацию «по-своему». И в квартиру актера стражи порядка заходили, уже настроенные на «пьяного садиста-душегуба, готового на все» и с оружием наготове.
Так же, наверное, имеет право на жизнь и версия случайного убийства актера. Здесь, якобы, новый участковый просто делал поквартирный обход, знакомясь с жильцами, и Юрий Каморный открыл дверь милиционеру с кинжалом в руке, который он просто не успел положить в ножны, перебирая свою коллекцию. А так как участковому соседи уже успели рассказать о Каморном разных «страшилок», страж порядка не совладал с нервами и от испуга выстрелил в хозяина квартиры.
Просто случайность?
В любом случае, какая бы версия не была правдивой, всю эту историю возвели в статус несчастного случая, в котором не оказалось ни виновных, ни наказанных. Говорят, власти не захотели портить имидж советской милиции. Поэтому прессе было запрещено сообщать любую информацию об убийстве Каморного, вплоть до некрологов. Даже многие друзья и коллеги актера долгое время не знали, что Юрий Каморный погиб. Не говоря уже о том, как погиб.
В морг Боткинской больницы, где лежало тело артиста, проститься с ним пришли всего несколько человек, среди которых была мать актера Галина Сухорукова. Говорят, что именно по настойчивым рекомендациям «товарищей в штатском» она увезла тело сына на малую родину - в Старую Руссу, где тихо и похоронила его на местном кладбище.
Долгое время о том, что в запущенной могиле похоронен известный артист, знали только самые-самые близкие. Мать актера, то ли запуганная «органами», то ли боявшаяся ненужных сплетен вокруг имени сына, даже не стала обозначать на могиле имя того, кто в покоится.
Только спустя 12 лет после того, как женщина умерла и, ее похоронили рядом с сыном, ее брат и родной дядя Юрия Каморного Николай Сухоруков решился поставить на двойной могиле небольшой памятник. Все, что осталось от восходящей звезды советского кино и главного «плейбоя» страны Юрия Каморного.