Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Смертельная толпа: самые большие трагедии на советских стадионах

Во времена Советского союза в разных городах случился целый ряд кровавых происшествий на стадионах. Однако, подробности трагедий умалчивались десятилетиями.

Жвачка погубила два десятка человек

Первая трагедия случилась в марте 1975 года. Причем косвенным виновником ее стала… жевательная резинка. Сегодня эти никого не удивишь, жвачка продается на каждом углу. А в те времена это был жуткий дефицит.

Тогда в марте 1975 года в Москву приехала юниорская команда по хоккею с шайбой «Бэрри коап» из Северной Америки, чтобы сыграть пять матчей с советским сверстниками, а также юниорами «Спартака» и «Крыльев Советов».

Спонсировала поездку известная компания по производству жевательной резинки «Wrigleys». Зная, что в Советском Союзе этот продукт – дефицит, гости привезли с собой десятки коробок с этим продуктом. Если бы они знали, какая беда из-за этого случится.

Приезд североамериканцев вызвал небывалый ажиотаж среди столичных болельщиков, особенно среди подростков. Трибуны были забиты под завязку. Но многих болельщиков во время матча интересовала не только игра. Дело в том, что отдельно сидящие канадские болельщики и даже их игроки вели себя довольно развязно, и время от времени бросали на трибуны разные сувениры. В основном жвачку и цветные наклейки.

Конечно, нашим пацанам все это было в диковинку. Они стайками кидались на падавшие под ноги «подачки», а довольные посмеивающиеся канадцы щелкали фотоаппаратами. У себя на родине они собирались показывать эти фотки, рассказывая, в какой дикой нищете растут советские дети.

10 марта состоялся последний матч в ДС «Сокольники». Зал битком – более четырех тысяч болельщиков. И в этот день канадцы, словно прощаясь, были особенно щедры, буквально закидывая трибуны сувенирами.После финального свистка сотни болельщиков, в том числе подростков и детей кинулись к выходу, чтоб успеть к посадке иностранцев в автобусы. Еще был шанс получить что-нибудь на память.

Уже позже следствие выяснит, что предшествовало трагедии. Электрик Дворца спорта «Сокольники» пришел на работу выпивши и после окончания матча, когда требовалось выключить часть света на стадионе, он дернул общий рубильник и полностью погрузил стадион во тьму. А большая часть зрителей в это время плотной толпой двигалась по лестнице к одному из выходов – единственному, доступному для наших зрителей. Через два других бережно выпустили иностранных гостей.

Лестничные проемы в ДС «Сокольники» были узкими – там началась давка. Кто-то просто шел, кто-то торопился к автобусу с канадцами… Потом кто-то закричал, кто-то упал… Но толпа сверху по лестнице все напирала…

Одна из очевидцев той трагедии – Алена, которой удалось выскочить из толпы живой, вспоминала, что когда она оказалась на улице, стала искать мужа. Потом увидела, что на асфальте пластами лежали люди, и милиция пыталась хоть кого-нибудь вытащить из завала. Сверху же продолжали давить. Там даже не знали, что происходит внизу и были недовольны задержкой. Поэтому давили все сильней. Общий многотысячный гул скрывал начавшиеся крики о помощи.

Алена, наконец, разглядела, как ее супруга вытащили из толпы и какие-то мужики начали делать ему искусственное дыхание. Уже начали одна за другой подъезжать машины «скорой помощи». Мужа Алены довезли до больницы, но уже в приемном покое его сердце остановилось.

Сами «дарители сувениров» тоже были шокированы происходящим. Некоторые даже помогали милиционерам выдергивать людей из толпы. Итог этой трагедии: 21 человек погиб (из них 13 – ребята до 16 лет) и 25 человек получили увечья. В советских газетах об этом не было ни слова.

Спустя два месяца состоится суд над виновниками трагедии. На скамью подсудимых сядут четыре человека: директор Дворца спорта, его зам, начальник 70-го отделения милиции и начальник отдела Сокольнического РУВД. Правда, наказание за десятки жертв выглядело смешным. Все четверо получили по три года колонии – хотя менее, чем через год почти все вышли на свободу по амнистии.

Роковой гол «Спартака»

20 октября 1982 года жуткая трагедия произошла во время матча по футболу между московским «Спартаком» и голландским «Хаарлемом» в Лужниках. Болельщики с опытом знают, что после матча на выходе всегда толкучка. Поэтому самые умные обычно покидают стадион за пару-тройку минут до конца матча.

Так было и 20 октября. Несколько тысяч зрителей трибуны «С» неспеша потянулись к выходу. Однако милиция зачем-то перегородила один из двух выходов, и огромная толпа людей оказалась в узком проходе.

И тут за спинами людей стадион взорвался восторженными криками. «Спартак» забил гол в самом конце встречи, и часть толпы из авангарда ринулась обратно. Одновременно сотни людей продолжала напирать сверху. Тех, кто оказался в центре, сжало с двух сторон словно огромным живым прессом.

Итог короткой, всего в несколько минут давки был ужасен: 66 погибших, 61 травмирован. Очень много подростков, совсем еще детей. Причем все погибли от сдавления грудных клеток и животов.

Расследовать дело было поручено следователю столичной прокуратуры Александру Шпееру. То, что он увидел на стадионе, осталось в его памяти на всю жизнь. Заледеневшие трибуны, лестница с вывернутыми перилами, чья-то обувь, рваная одежда, в том числе, детская…

Шпееру дали в помощь бригаду из пятнадцати лучших следователей, чтобы поскорее завершить дело. Но погибших и пострадавших было так много, что быстро никак не получалось. А среди родственников жертв все громче раздавались призывы к самосуду над виновниками трагедии. И когда однажды в прокуратуру приехали жены арестованных директора Большой спортивной арены Виктора Кокрышева и коменданта Юрия Панчихина, внутрь их вели через другой проход.

Просто в коридоре, рядом с главным входом стояли десятки заплаканных женщин, потерявших своих мужей и сыновей. И убитые горем, они были способны на все.

Между тем следствие выявило массу нарушений. Контролерами на арене работали пенсионеры, но оказавшиеся неготовыми к экстремальной ситуации. К тому же добрые старички, как выяснилось, пропускали на матч детей младше 16 лет одних. А это было под запретом.

В итоге признанные виновными Кокрышев и Панчихин получили по три года заключения каждый. Однако, и здесь приговор больше напоминал «легкий испуг». Первый сразу после суда попал под амнистию, а второй вышел через полтора года по УДО. Не попал в тюрьму и командир роты полка ППС Карягин, который отвечал за порядок на стадионе и вокруг него. Во время той давки он сам сильно пострадал и остался инвалидом.

Хотели заполнить вытрезвители – забили до отказа морги

Спустя месяц после трагедии в Лужниках грянула новая беда. В Хабаровске 20 ноября 1982 года во время матча по хоккею с мячом. Играли местный СКА и красногорский «Зоркий». Начало сезона, стадион был забит до отказа. Пришло 20 тысяч человек.

Позже сыщики выявили две причины, которые и спровоцировали беду. Во-первых, когда после окончания матча вся эта многотысячная толпа двинулась с трибун, милиция зачем-то закрыла большую часть выходов, оставив лишь два. Во-вторых, на очень узком выходе из северных ворот стражи порядка принялись выдергивать из спускавшейся по ступенькам толпы нетрезвых болельщиков.

Потом ходили слухи, что милиционерам был дан приказ как можно больше после матча задержать пьяных, чтобы доставить их в вытрезвитель. Якобы для выполнения плана и улучшения показателей.

В итоге начали вспыхивать локальные потасовки. А так как толпа все напирала, люди падали, но подняться уже не могли. Толпа их просто затаптывала, даже не замечая.

Согласно официальной версии, в этой давке погибло 18 человек. Но в народе ходили разговоры, что жертв было намного больше. Как бы там ни было, правду открывать людям никто не спешил.Еще говорили, что машины «скорой» к стадиону ехали слишком долго. Некоторые раненые умирали, так и не дождавшись помощи. Первыми откачивать пострадавших бросились врачи обеих команд, но что они могли вдвоем?

Спустя год после трагедии на стадионе им. Ленина появилась мемориальная доска. А главную вину за трагедию понес начальник местной милиции. Его… понизили в звании и сняли с должности.

Полная версия