Звезда одной роли Наталья Богунова: «Большая перемена» длиною в жизнь
Единственная звездная роль, нереализованность, болезни и одиночество - такова судьба актрисы, блистательно сыгравшей учительницу в незабываемой советской ленте.
Из балета в кино
Наталья Богунова родилась в апреле 1948 года в Ленинграде в очень бедной семье. С детства мечтала стать балериной и даже в 10-летнем возрасте поступила в хореографическое училище.
Однако, спустя год сыграла в детском фильме «Вступление», а потом еще в одной ленте. И занятия танцами отошли на второй план. Метаясь какое-то время между двух огней, девушка все-таки выбрала кино.
Легко поступила во ВГИК, с успехом окончив его в 1970 году. Тихоня и не любительница шумных студенческих посиделок, Наталья одновременно обладала жестким характером, позволяющим отваживать слишком назойливых кавалеров.
Тем не менее, когда на 20-летнюю студентку ВГИКа обратил внимание будущий режиссер Александр Стефанович, та ответила «да» на его ухаживания. Молодые сыграли свадьбу, и многие предрекали им не только счастливый, но и выгодный для обоих союз. Муж снимает, жена играет у него. На деле же Стефанович ни разу не позовет супругу в свои фильмы.
После окончания ВГИКа Наталья пришла в московский театр имени Моссовета, который станет ее вторым домом на ближайшие семнадцать лет. Снималась и в кино. Но запомнили зрители, пожалуй, лишь очаровательную учительницу Светлану Афанасьевну, жену Ганжи, из фильма «Большая перемена», который вышел на экраны в самом начале 70-х годов прошлого века.
Да и эта роль могла пройти мимо нее. Первоначально на нее утвердили Светлану Крючкову. Но, по слухам на пробах одного из эпизодов молодая актриса так вошла в образ, что, ссорясь с Ганжой, по-настоящему укусила актера Александра Збруева за палец. Актер серьезно обиделся и поставил режиссеру условие – любая другая актриса, кроме Крючковой. Коренев начал искать замену и остановился на Богуновой.
Очаровательную Светлану Афанасьевну надолго полюбил советский зритель. А вот в реальной жизни любви актрисе как раз очень не доставало.
Психушка-дом-психушка
Казалось бы, после «Большой перемены» перед актрисой распахнуты все двери. Но главную роль после первого успеха ей предложили потом лишь однажды – в фильме-сказке «Умные вещи» в 1973-м году. Изящество, женственность, беззащитность героинь стали не модными. Даже супруг Александр Стефанович не нашел подходящих ролей для своей жены.
Через семь лет они развелись. Богунова не раз признавалась, что это она ушла от Стефановича, потому что он не хотел детей и настоящей. В итоге он через пару лет женился на Алле Пугачевой. А Наталья осталась один на один со своей работой.
Но такой роли, как в «Большой перемене», у нее больше не получалось. Она все ждала повторения успеха, ждала роль, которая снова заставит говорить о ней всю страну. Но не было ролей в 80-е, а в 90-е советские актеры с их положительными образами вообще оказались за «бортом». Теперь на экранах стреляли, убивали, спасали мир и ездили на бандитские «стрелки».
Возможно, такая безысходность сказалась на здоровье актрисы. Она все еще работала в театре, но коллеги начали ее сторониться из-за странностей характера. Она могла запросто прервать репетицию и уйти, никому ничего не объясняя. Могла бросить в глаза резкую правду, обидеть при всех.
А затем стали появляться и другие странности. У нее умерла мама, которая фактически была и единственной ее подругой. Переживания дали о себе знать. Наталья не раз заявляла о том, что за ней следят, кто-то что кто-то постоянно пытается залезть к ней в квартиру…
Сложно сказать, было ли это на самом деле, но известно, что уже с конца 70-х годов ее состояние сталовызывать серьезные опасения. А однажды ее прямо из театра увезли в психиатрическую лечебницу. Впоследствии она еще не раз попадала туда, когда у неё случались срывы. А они становились все чаще.
После того, как пошли разговоры о ее сумасшествии, Богуновой постарались забыть даже те, кто относился к ней неплохо. Даже соседи по дома лишний раз предпочитали не общаться с «этой из «дурки».
Одиночество, смерть...
О личной жизни и последних годах жизни актрисы известно немного. Была полностью одинока, больна, без работы. После развода с Александром Стефановичем она больше замуж не выходила, детей не родила. Иногда ее видели в различных ток-шоу, где она всегда рассказывала о том, как мечтает снова сыграть в кино.
Однако, здоровье актрисы все больше ухудшилось. А тут еще после смерти матери в 2011-м Наталье Богуновой пришлось «воевать» с людьми, которые забрали материну квартиру и едва не забрали ее собственную. «Черных риелторов» удалось победить лишь при помощи адвокатов и долгих судебных процессов. Возможно, сражения с квартирными аферистами стали очередным ударом в жизни уже немолодой и несчастной женщины.
Ее судьба не давала ей никаких перспектив на будущее. Хотя предстоявший поэтический тур по российским городам, который ей предложили, уже был в радость. Она накопила немного денег и решила перед гастролями отдохнуть на курорте, набраться сил.
Но курорт выбрала очень неудачный. Остров Крит с непривычной жарой фактически стал приговором для больного организма уже немолодой Богуновой. В результате в начале августа 2013 года, когда на Крите стояла пиковая летняя жара, у актрисыне выдержало сердце. Местные врачи не спасли.
Ее тело доставили в Москву, актрису похоронили на Ваганьковском кладбище. Коллеги, жалостливо качая головами, говорили про нее так: жила в одиночестве, и умерла в одиночестве. В 65 лет… Не оставив после себя никого и ничего, кроме удивительной милой и доброй Светланы Афанасьевны…