Актриса не боялась играть мистические роли, от которых другие отказывались. Она знала о том, что ей и так судьбой отпущено немного.
Когда-то эта весть потрясла всех – разграбили могилу Анны Самохиной! Ещё не все свыклись с мыслью, что актрисы больше нет, а тут такое! Неизвестные мародёры унесли с могилы на Смоленском кладбище в Петербурге всё, что можно было продать - венки, цветы, стеклянную посуду, лампадки и даже портрет.
Уходя, мародёры, как могли, заметали следы. Подожгли то, что не унесли, осквернив могилу женщины, которую любили и боготворили тысячи российских мужчин в любом её «облике»: и несчастной влюбленной, сломленной обстоятельствами, и криминальной красотки, шагающей «по трупам».
Кино и жизнь
О самой себе Анна Самохина всегда говорила в «пониженных» тонах: «Я обычный человек, верующий, тихий. Большие шумные компании – не для меня. Я люблю, чтобы вокруг были тишина и покой».
Правда, в её наполненной скоростями жизни и тишина и покой, скорее всего, ей только снились. Да и подлинную славу и лавры отечественной «мега-звезды» ей принесла роль не «мирной» домохозяйки, ждущей мужа у печки, а роковой красавицы Риты в фильме «Воры в законе», увидевшем свет в 1990 году. По ходу сюжета симпатичная сельская девчонка попадает в сети мафии и… находит себя, постепенно превращаясь в настоящую маньячку, несущую лишь беду.
С настоящей Самохиной героиню фильма роднит только то, что настоящая Анна тоже в юном возрасте уехала из дома искать счастья. На этом всё. Одна погналась за «легкой» жизнью, другая – за тяжелым трудом. Да и выхода у будущей актрисы, по существу, не было – детство в рабочей общаге рядом с Череповецким металлургическим комбинатом, общая кухня с вечной и шумной пьянкой, драки и поножовщина, разбитые стекла и выбитые двери, мат и подзатыльники от «своих и чужих» могли как закалить, так и развратить.
Суровый быт совместного советского «прозябания» одних детей со временем превращал в подобие их сегодняшних родителей, других гнал из дома – к «светлому будущему». Анну этот быт закалил и погнал из дому.
Благодаря матери, девочка едва ли не единственная из этой «клоаки» ходила в музыкальную школу и мечтала стать актрисой. Едва закончив восьмилетку, поехала в Ярославль и сходу поступила в театральное училище. С этого момента и понеслась «душа в рай».
Первое замужество, после которого она, еще вчера Анна Подгорная, стала Самохиной, первое распределение, первая роль. Потом будут еще роли, будут и новые замужества, но Самохиной она так и останется на всю жизнь.
Кино и бизнес
Хотя какое кино? Как раз подоспели «лихие девяностые», когда вчерашний двоечник нанимал своего преподавателя в грузчики к себе на оптовый склад, а инженер с двадцатилетним стажем становился «челноком». Наступало время «выживания» и для кино тоже.
Сыграв несколько звездных ролей в конце восьмидесятых, Анна Самохина, к тому времени уже «свободная» женщина, выходит замуж за подававшего надежды физика, а ныне пытающегося стать на ноги работника общепита, и на какое-то время уходит из кино.
Супруги стали работать вместе, и здесь мнения людей о их семейном ресторанном бизнесе очень разнятся. Одни говорят, что Анна Самохина пришла на «всё готовое», и лишь «брендом» своего имени немного поспособствовала его развитию, другие утверждают, что поднимали свой бизнес супруги «плечо к плечу», с нуля, и на равных прошли сквозь «огни и воды» становления бизнеса в то время.
Первое время даже готовили сами – платить поварам было нечем. «Крыши» - одна сменяя другую, захаживали к ним чуть ли не через день, о долгах, которые супруги брали «под развитие» приходили напоминать бритые до затылков «мальчики» в коротких кожанках. Выдюжили, выстояли.
Когда в их ресторанах «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский» начал появляться известный питерский «люд», среди которого, что ни клиент, то человек со связями, то и «крыши» сами собой отпали, да и долги, наконец-то, раздали.
Как говорится, самое время пожить для себя – что супруги и продемонстрировали, подав заявление о разводе. Такова была сущность Анны Самохиной – если жизнь успокаивалась, она сразу её меняла.
Кино и борьба
Поменяла и тогда. Снова началось кино, в том числе «Улицы разбитых фонарей». Правда, и проблемы не отставали. Ещё один брак и снова крах надежд на семейную идиллию, неудачное вложение в строящийся объект, который превратился в «долгострой», где, как говорят, «черные риэлторы» просто брали деньги за «воздух», а не за будущие благоустроенные квартиры.
Несмотря на то, что Самохина со временем отсудила вложенные туда деньги, выходило, что потеряла она несравненно больше. Ведь сколько было потрачено на выплату кредита, взятого под «проект». Плюс потраченные нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются.
Но всё это – приходящее и уходящее. Как гром среди ясного неба однажды прозвучало другое – диагноз «рак», причем, последней стадии, когда операция уже не имеет смысла. Более уместным, как ни страшно это звучит, в этой ситуации бывает вопрос пациента: «Скажите, доктор, а сколько мне осталось?».
Но как оказалось – хрупкая изящная Самохина оказался кремнем, ни видом, ни жестом не показала она, что происходило с ней в душе. Ещё и других поддерживала, мол, чего раньше времени нос вешать? Надо бороться. Боролась и она – длительное, тяжёлое лечение – это уже борьба, в которой проигравший не уходит с «ковра» без медали, в этой борьбе проигравший уходит совсем.
Наверное, и все и Анна, в том числе знали о напрасности лечения. Переливание крови ничем не помогло, а последняя попытка – химиотерапия, вообще привела к отказу работы печени. Горько говорить о смерти цветущей женщины в сорок шесть лет. Но прожить жизнь молодой – это не всем дано. Анна Самохина всегда мечтала об этом.
«Мечта» тихо воплотилась 8 февраля 2010 года в небольшой больничной палате, куда в последние дни пускали только самых близких…
Кино… после жизни
Всегда так было – об известном человеке после его смерти говорят даже больше, чем при жизни. И, не всегда хорошее, ибо находятся то ли завистники, то ли просто любители перемывать чужие «косточки». Конечно же, и красавицу Самохину зависть сопровождала всю жизнь. Да и после смерти тоже.
Пошли слухи об увлечении актрисы колдовством, какой-то чёрной магией, о её попытках победить болезнь с помощью заклинаний и гаданий. Хотя до этого всего лишь был фильм «Чёрный ворон», где героиня Самохиной влюбляет в себя мужчину с помощью приворотных средств.
Но ведь была и роль той самой Риты, которая по ходу сюжета не жалеет ни родных ни близких при достижении своих преступных целей. Однако никто не видел в Самохиной хищницу, просто теперь она не могла ответить своим обидчикам, вот у них языки и развязались.
Кстати, насчет потусторонних сил. Мало кто знает, почему на пике популярности спектакля «Мастер и Маргарита» в 2004 году из него ушла одна из главных исполнительниц Вера Сотникова. Оказывается, у этой «классики» дурная слава.
Незадолго до этого у напарника Сотниковой Виктора Авилова обнаружили неоперабельный рак, после чего актер прожил недолго. И это не единственная «жертва» «Мастера» – Андрей Толубеев, Александр Абдулов, Кирилл Лавров – все они играли или в фильме или в спектакле и все умерли от онкологических заболеваний.
Да, кстати, заменить Сотникову в спектакле том же 2004 году позвали Анну Самохину. Как говорят, актриса согласилась без тени сомнений. «Как разница, – говорила она, – если я все равно умру молодой и красивой. Ну, плюс-минус полвека»…