Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Странная жизнь и неразгаданная смерть актера-бунтаря Алексея Девотченко

Актер, отказавшийся от профессиональных премий, выбрал для себя путь «несогласного». Его мало кто понимал при жизни, мало кто понял и как он «ушел».

Ну, не звезда

Родился Алексей Девотченко в Ленинграде в шестьдесят пятом, рос обычным советским мальчишкой. Где-то задиристым, со своим пацанским «я», но достаточно смышленым, чтобы не стать, подобно многим сверстникам, на «кривую дорожку».

Любовь к литературе и всему «высокому» привели в девяностом году Алексея в местный государственный институт театра, музыки и кинематографии. Там шебутной студент помучил преподавателей своим «нестандартным» поведением и заковыристыми вопросами, порой далекими от искусства. Правда, в то время всеобщей гласности такое не каралось, но и в пример не ставилось. 

Позже, уже начав работать, Алексей особо нигде не прижился. Был «Ленсовет», был художественный имени Чехова, были даже какие-то премии. После большой сцены пришел большой экран. Пусть и здесь нашумевшие «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург»" и «Убойная сила» самому актеру славы не принесли, но сам он на этот счет не переживал.

В «застольных» беседах никогда не тушевался по поводу своей «НЕзвездности». Говорил так: «Не звезда – ну, и ладно. Не всем же быть звездами. Кому-то надо быть и актером».

Кино и вокруг него

Однако, такая «незвездность», отсутствие каких-либо значимых ролей, неустроенный быт и личная жизнь свое черное дело все-таки сделали. Актер стал выпивать, в нетрезвом виде становясь порой неадекватным. Мог ударить или разбить что-нибудь. Например, никому не мешавшую вазу с цветами, стоявшую на комоде.

Девотченко перестали приглашать в гости. И так никогда не окруженный большим количеством друзей и поклонников, он стал еще более одиноким. Как говорят некоторые из его коллег, возможно, именно личная и профессиональная неустроенность и толкнули его в ряды тех, кто называет себя «несогласными».

Для них первым делом политика, ибо, не согласны «несогласные» именно с существующим политическим строем. А для Девотченко это было нечто напоминающее молодежное течение «эми», только на взрослом уровне. Серьга в ухе, чтобы отличаться от других внешне, обличать власть, чтобы отличаться от сотен тысяч с ней согласных… А потом его просто затянуло. Тем более, что среди «несогласных» актер, можно сказать, стал своего рода звездой.

Сам он называл себя человеком с активной жизненной позицией, несогласным «ни с чем и ни с кем, невзирая на звания и регалии». И держать «марку» у него, надо сказать, получалось неплохо. Чего стоит один лишь его «демарш» (некоторые называли это подвигом, большинство – дуростью), когда в ноябре 2011 года Девотченко публично отказался от звания Заслуженного артиста России и от двух государственных премий, одну из которых он уже получал раньше.

Актер очень эмоционально объяснил причину своего поступка, суть которого, если коротко и более-менее, литературно, в том, что как он, не согласный с политикой нынешнего руководства страны, может принять премию от этого самого руководства, им же и назначенную?

Девотченко открыто называл нынешнюю власть «царством-государством», живущим за счет «вранья, круговой поруки и узаконенного грабежа». Являвшись членом Объединенного гражданского фронта и участником нескольких «Маршей несогласных», Девотченко часто принимал участие в различных публичных уличных акциях и демонстрациях, в которых, видимо, чувствовал себя намного уютнее, чем на сцене.

Нет, актер не забыл о своей основной профессии – играл в театре, время от времени приглашался в кино. Но все это происходило как-то само собой, рутинно, без видимой охоты. Как говорится, жить же на что-то надо.

За закрытой дверью

Но, судя по всему и жизнь «в несогласии со всеми» ему тоже надоела. Скучно стало что ли. Может, не тем, на что рассчитывал. И стал он все чаще… пропадать. В прямом смысле. До него порой не могли дозвониться режиссеры и коллеги, его частенько не могли отыскать «несогласные», привыкшие, что рядом с ними известный актер, придававший их рядям определенную колоритность.

То, что актер в очередной раз запил, становилось ясным из его отключенного мобильника, а в дверь звонить рисковали не многие. В «подпитии» актер был крайне «остр» на язык, без разбора, кто перед ним – близкий друг или случайный собеседник. А мог и в драку полезть. Поэтому, обычно когда Девотченко теряли из виду, и не могли отыскать его в ближайшие день-два, розыски прекращались в ожидании того, когда актер «оклемается» и сам проявит себя, как ни в чем ни бывало.

Ждать, правда, хотели не все. К примеру, поначалу пытавшийся помочь актеру в его робких попытках победить зависимость от алкоголя худрук МХаТа Олег Табаков позже все-таки Девотченко уволил. За большое количество прогулов и срыв репетиций.

В последнее время актер, часто переезжавший с одной съемной квартиры на другую (в том числе, и по причине своего «непростого» характера), жил в свободной квартире своего приятеля. 4 ноября 2014 года, накануне смерти Алексея Девотченко, он заходил к нему, чтобы в очередной уже раз попробовать помочь тому «остановиться». Но снова застал того «никаким». Разговора между друзьями не получилось. «Проспишься – утром позвони», – сказал приятель актеру и ушел.

Обычно так и бывало. Проспавшийся и еще не пьяный Девотченко звонил утром и извинялся за свое поведение, спрашивая, не натворил ли он чего вчера. В этот раз актер не позвонил, на звонки не отвечал и, обеспокоенный приятель снова пошел в гости в себе домой.

Алексей Девотченко лежал в зале на полу, а обстановка вокруг напоминала недавно прошедши ураган. Только криминальный. Засохшие пятна крови, осколки стекла от разбитого серванта и двух выбитых окон, перевернутая мебель…

Полиция первоначально выдвинула криминальную версию смерти актера. Но позже следствие выдвинуло и вполне «бытовую» версию случившегося – смерть по неосторожности. Причем, без посторонней помощи, потому как, эксперты не смогли найти следы присутствия в квартире кого-то еще в ночь смерти актера.

По этой версии Девотченко мог погибнуть от потери крови или ударившись в пьяном угаре о стекло серванта или ударить по нему, а так же по оконным стеклам, что вполне соответствовало его характеру. Особенно с учетом того, что очередной запой у Девотченко длился всю последнюю неделю.

Через некоторое время стало известно, что экспертиза не установила на теле актера следов насилия и версия несчастного случая вышла на первое место. Но многие его друзья, включая известных актеров, тогда открыто называли смерть Девотченко убийством. Правда, друзей этих у артиста было очень немного.

Прах актера был захоронен 19 ноября 2014 года на Комаровском кладбище Санкт-Петербурга. На погребение пришли только близкие и друзья артиста. Столпотворения не было. Простой актер Девотченко жил непонятым, и ушел, так никому не объяснив причину…

Полная версия