Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Как актера Бориса Андреева за драку в ресторане приговорили к расстрелу

Звезда «Трактористов» был копией своих киногероев. Андреев и в жизни часто сначала бил, а потом вопрос задавал. Однажды его характер едва не стоил ему жизни.

Уже лоб намазали зеленкой

Начало Великой Отечественной войны популярный актер Борис Андреев встретил в Москве. И буквально через месяц он уже сидел в камере, приговоренный к… расстрелу.

Началом для беды стал обычный поход в ресторан «Москва». За соседним с Андреевым столиком сидели двое изрядно подпитых мужчин – по поведению видно, что начальников.Тем не менее, как это нередко бывает в подобных заведениях, выпившие люди начинают между собой ссориться.

Слово за слово – поссорился со своими соседями и Андреев. Сначала спор шел на повышенных тонах, но затем актер не сдержался, вскочил на ноги и со всей силы врезал одному из оппонентов кулаком в лицо. А кулак у Андреева был размером чуть меньше арбуза. Мужичок рухнул на пол, туда же приземлился и второй.

Но, казалось бы, банальная драка, тянувшая разве что на «хулиганку», имела весьма неприятное для Андреева продолжение. Побитыми оказались генерал НКВД и его адъютант. Генерал еще оказался и очень обидчивым. 26 июля 1941 года Андреева арестовали и вменили в вину «контрреволюционную агитацию и высказывание террористических намерений».

Очень стремительно появился и приговор – расстрел. И ведь расстреляли бы. Время было такое. Но на счастье актера, расстрельные списки попали в руки куратору, который совершено случайно знал, что Андреев – один из любимых актеров самого Сталина. И он решил на всякий случай доложить вождю о драке и приговоре. Думал - пусть лучше Сталин решит, как быть в такой ситуации. «Пускай этот актер еще погуляет», — сказал Сталин, выслушав историю.

Самый лучший вой собаки

В один из дней 1931 года 16-летний будущий слесарь-ремонтник Борис пришёл на репетицию заводского драмкружка, которым руководил режиссёр Саратовского драматического театр Иван Слонов, и тот предложил Андрееву поступить в Саратовский театральный техникум.

И хотя юноша с горем пополам диплом слесаря все-таки получил, он уже не видел себя на заводе. Закончив театральный в 1937 году, Андреев поступил в Саратовский драматический театр имени К. Маркса. Вскоре случилась и первая роль. Это был… вой собаки.

В театре готовилась постановка чеховского «Вишнёвого сада». По замыслу режиссёра по ходу действия из-за кулис раздавался протяжный собачий лай и вой. Позже артист вспоминал, что с такой искренностью исполнял эту «роль», что один из старших коллег даже обронил: «Самый замечательный вой собаки, который я когда-либо слышал».

Правда, свою первую нормальную роль Андреев запорол. Однажды сам Довженко позвал его в фильм «Щорс», да молодой актер, погуляв накануне, явился на съемочную площадку, не выучив роль назубок. И тут же был изгнан из группы принципиальным режиссером. Правда, позже Андрееву дали в «Щорсе» крохотный эпизод. Но ведь изначально мог сыграть одного из главных героев…

Похождения «Трактористов»

Настоящее кино для Андреева началось с «Трактористов». В самом начале 1938 года режиссер Иван Пырьев проводил пробы, и Андреева привели с «пристрелкой» на роль Клима Ярко (Клима сыграл потом Николай Крючков). Взглянув на Андреева, Пырьев заявил безапелляционно: «Какой же из него герой-любовник?! Это же самая большая шалопутная человеческая особь! Он рожден только для роли Назара Думы».

Опытный Пырьев оказался прав. Андреев сыграл отменно ту роль, что ему дали. Да и в целом успех ленты был настолько оглушительным, что все исполнители главных ролей стали знаменитыми в одночасье.

Во время съёмок фильмов «Трактористы» и «Истребители» Борис Андреев приобрёл двух очень близких друзей - Петра Алейникова и Николая Крючкова. Легендарные загулы этой именитой троицы тогда наводили шороху.

Правда или нет, но однажды в Киеве парочка, выпивая, не рассчитала сил и до своих коек не добралась. А утром первые прохожие увидели двух спящих звезд в… витрине мебельного магазина.

Спустя час актеры уже сидели в отделении милиции. Андреев слушал-слушал нравоучения милиционера, а потом, выпалив: «Эх ты, чернильная душа. Что станешь делать, когда чернила кончатся?», взял и выпил чернильницу. В итоге актеров просто отправили восвояси, устав от их балагурства.

Был в жизни актера еще один случай, связанный с милицией. В 1956-м на съемках в Ялте «Ильи Муромца», случайно зашедший на съемочную площадку здоровенный дядя-постовой глянул на Андреева и принялся его критиковать. Мол, какой из тебя богатырь, слабак… Тогда Андреев молча обхватил милиционера поперёк туловища и с размаху забросил в море.

Назавтра в местной газете появился фельетон о распоясавшемся артисте, который может позволить себе любую выходку. Актер так обиделся на местных журналистов, что дал себе зарок – больше в Ялту ни ногой. И сдержал обещание.

Мы все приходим и уходим…

Постепенно здоровье стало подводить актёра-богатыря. Андреев перенёс тяжелый инфаркт. Выкарабкался, но сниматься становилось все тяжелее и тяжелее. В апреле 1982-го он снова попал в больницу с обострением. И снова врачи вытащили его с того света, актер даже пошел на поправку. 67-летнего актера даже перевели из отделения интенсивной терапии в обычное.

В тот день его пришли навестить близкие, а Андреев, провожая их, вдруг спросил: «Как думаете, отчего я мог лежать на площади у врат храма, а вокруг стояло куча народа? Наверное, приснилось. Ерунда какая-то». Потом он, обычно не падкий на сентиментальности, долго стоял в дверях и глядел, как его близкие уходят. Словно прощался. А спустя несколько часов его семье позвонили домой из больницы и сказали, что все… Умер.

Бориса Андреева хоронили на Ваганьковом, хотя по рангу Народного артиста СССР ему могли найти местечко и на Новодевичьем. И ведь оно было. Но своё законное место на престижном кладбище Андреев уступил в 1965 году непутевому корешу Петьке Алейникову…

Полная версия